"Фактор стагнации: демонетизация российской финансово-экономической системы и выход из нее". Научно-экспертное заключение

"Фактор стагнации: демонетизация российской финансово-экономической системы и выход из нее". Научно-экспертное заключение

Научно-экспертное заключение

(по итогам научно-экспертной сессии «Фактор стагнации: демонетизация российской финансово-экономической системы и выход из нее»,
Москва, Центральный дом журналистов, 19.02.2014)


Обсуждение темы демонетизации и монетаристской политики финансово-экономического блока Правительства России и Центрального банка России проведено кругом российских ученых и экспертов в следующем составе.

1.  Количество участников -  65  чел.

2.  Докторов наук – 12

3.  Кандидатов наук – 24 чел.

4.  Представителей, науки и образования, практической экономики и финансов–29 чел.


  На обсуждение выносились следующие вопросы

1.История демонетизации российской экономики

2.Теория монетарного обеспечения развития экономики и мировая практика

3.Анализ российской аргументации демонетизации как метода  борьбы с инфляцией

4.Анализ  фактической политики Центробанка России

5.Опыт ремонетизации в странах мира

6.Проект восстановлениямонетизации российской экономики как суверенное решение проблемы инвестиционного голода и драйвера экономического развития.

  В рамках главной решаемой задачи поиска и предложения новых источников экономического роста, поставленной Президентом РФ В.В.Путиным, под демонетизацией понимается следующее.


  Демонетизация финансово-экономической системы страны – это необоснованное с позиции целей развития страны изъятие суверенной денежной массы из финансового оборота и подавление эмиссии Центрального Банка страны.

  Проведенный исторический, межстрановый компаративный, системный финансово-экономический, политологический, математический и ситуационный анализ демонетизации российской финансово-экономической системы позволил констатировать следующие значимые фактические обстоятельства и проблемы, и сформулировать для руководства страны рекомендации по их преодолению.

1.  В российской финансово-экономической системе, начиная с 1992 года, объем суверенной денежной массы существенно ниже среднемировых нормативов и до нескольких раз ниже показателей развитых и  развивающихся сопоставимых стран.


Источник: Всемирный банк

  Опыт всего мирового ансамбля стран показывает, что с объемом суверенной денежной массы, как его следствие, связана величина национальных инвестиций, и, соответственно, темпы экономического роста,  и инфляция. Необоснованное снижение денежной массы  ведет к падению инвестиций экономического роста,  к росту инфляции.  По факту объем денежной массы влияет на общие объемы инвестиционных кредитных средств в национальной экономике независимо от наличия и эффективности  механизмов иностранных инвестиций.

Зависимость прироста ВВП и инфляции от монетизации экономики

Усреднение по 203 странам за 1992-2012 годы. Источник: МВФ


  Сжатие денежной массы в обороте ведет к его замещающему наполнению наличной  иностранной валютой, что создает значительную базу ненаблюдаемой и неналогооблагаемой теневой экономики, снижает доходы государственного бюджета, наносит ущерб финансовому суверенитету страны.

2.  Недостаточность монетизации российской финансово-экономической системы формируется из-за невведенных в оборот (неэмитированных) Центральным Банком РФ средств; средств, избыточно замороженных в золотовалютных резервах; средств, замороженных в суверенных  фондах финансовой стерилизации.

В сумме, с учетом примеров из мирового опыта и расчетов для российской экономики,  итоговый искусственный и необоснованный дефицит  средств в существующем обороте оценивается на уровне  около 3,5 триллионов долларов. Эти средства могут быть возвращены в оборот путем изменения эмиссионной функции Центрального Банка России, более рациональной политики золотовалютных резервов и суверенных финансовых фондов, и создания уже спроектированного в экспертном сообществе специального института развития. Расчеты показали, что даже если растянуть возвращение средств в оборот в процессе ремонетизации российской финансово-экономической системы на 5 лет, то ежегодное приращение оборота со средней нормой рыночной доходности 5% принесет в национальную экономику чистой прибыли 35 млрд. долл. ежегодно. Увеличатся активы в национальной банковской системе. Сам же инвестиционно-кредитный национальный портфель может быть увеличен в годовом измерении на сотни млрд. долл. суверенных инвестиционных средств, что, безусловно, сработает как мощный драйвер экономического роста на уровне примерно 8% ВВП в год и как стабилизирующий социально-политический фактор.

3.  Представление о возможности эффективно таргетировать инфляцию путем сжатия денежной массы в российском случае является ошибочным. Многолетние наблюдения причинно-следственной зависимости, математические расчеты величины этой связи показывают, что демонетизация не влияет на инфляцию. Объяснение заключается в том, что природа российской инфляции не монетарная. Ее факторы - это монопольные цены, формирующие издержки, импортируемая инфляция в связи с все большей импортизацией потребительского и инвестиционных рынков России, инфляционные ожидания, нерегулируемая государством рентабельность, особенно в сырьевых отраслях, инвестиционный дефицит. Ее природа носит многофакторный релаксационный характер. В действительности, наращивание денежной массы в условиях дефолта, кризиса 2008 года, текущие изменения коэффициента монетизации тут же отражались на снижении инфляции и стимулировании экономического роста через рост инвестиционного предложения. Но сжатие денежной массы действовало и действует проинфляционно.

4.  Сдерживание  оплаты труда, доходов населения, якобы в целях таргетирования инфляции, также снижает накопления в банковском секторе и депозитно-эмиссионный кредитный вклад в национальный инвестиционный  портфель. Это еще один неиспользуемый ресурс для снижения инфляции и инвестиционного стимулирования экономического роста. Кроме этого, недооцененный труд негативно влияет на демографический результат и социально-политические настроения в стране, что существенно для целей политической стабильности и развития России.

5.  Представление о целесообразности дальнейшей минимизации государственного инвестиционного портфеля в рамках бюджетной политики ошибочно.

  Государственный инвестиционный портфель носит, прежде всего,  исключительный характер в силу своей суверенной природы, в чем Россия все более нуждается, перейдя порог национальной  безопасности в импортизации критических сфер производства и потребления. 

  Государственный инвестиционный портфель решает общие проблемы развития страны, ее обороноспособности, ее депрессивных регионов, преодолевая естественные ограничения эгоизма бизнеса и политической обусловленности несуверенных внешних инвестиций.

6.  Мировой опыт по факту показывает, что ремонетизация экономики возможна и приведет одновременно к снижению инфляции и росту инвестиций, а также к ускорению экономического роста.


Усреднение по 20 странам за 1992-2012 годы. Источник: МВФ


7.  С целью восстановления монетарного фактора экономического роста и снижения инфляции  целесообразно использовать опыт послевоенной Германии (система KFW), опыт Китая, других стран и, приняв политическое решение, создать государственный инструмент для ремонетизации - институт развития типа Внебюджетного государственного инвестиционно-кредитного фонда, с наполнением его портфеля, прежде всего, за счет обоснованного эмиссионного объема. Этот некоммерческий (небанковский) институт развития позволит активно управлять ростом и развитием, т.е. диверсификацией отраслевой структуры экономики, ее модернизацией, выравниванием развития регионов, опережающим развитием инфраструктур, активизировать инновационное обновление основных фондов, жилищное строительство для нужд населения, поддержать малый и средний бизнес, пополнить объем активов банковской системы страны. Расчеты показывают, что при гарантировании инвестиционного использования средств фонда инфляция снизится примерно до 2%, а экономический рост (прирост ВВП) достигнет около 8% ежегодно.

Схема Государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда


8.  Одновременно с этим в комплексном пакете решения по ремонетизации должны быть созданы контрольные и регулирующие государственные институты с целью пресечения негативных «боковых» последствий. Ремонетизация должна проводиться только в комплексе с мерами, препятствующими нецелевому использованию вновь вводимых в оборот средств, непрозрачности, коррупции и теневому лоббизму при их распределении, предупреждающими конвертирование и вывод средств за рубеж. Методология разработки подобного комплексного решения существует. Основа пакета проектов нормативно-правовых и организационно управленческих государственных решений, обоснований и прогнозов для осуществления ремонетизации российской финансовой экономической системы экспертным сообществом разработана.

 

  *  *  *

Таким образом, в распоряжении руководства России, Президента РФ В.В.Путина, поставившего задачу поиска новых источников экономического роста и развития страны, объективно имеется суверенный ресурс принятия политического решения о комплексе мер по ремонетизации финансовой экономической системы страны. Это приведет к существенному оздоровлению национальных финансов и экономики и даст импульс интенсивным позитивным социально-политическим и экономическим процессам развития.

Готовность экспертного сообщества представить руководству страны полный, отвечающий всем регламентам комплексный пакет-проект ремонетизации финансовой экономической системы страны составляет два месяца.


Заключение составлено по подготовленным и сделанным в ходе дискуссии участников научно-экспертной сессии предложениям и замечаниям.


По поручению научно-экспертной сессии,

председатель сессии,

профессор, д.ф.-м.н, д.полит.н.  С.С.Сулакшин


org@rusrand.ru  тел. 8 499 249 07 03,  8 499 249 80 42


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5215
22329
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика