Количественная теория цивилизационогенеза и локальных цивилизаций

Количественная теория цивилизационогенеза и локальных цивилизаций

Какие критерии можно найти для определения цивилизаций и цивилизационной принадлежности России? Можно ли перейти от вкусовых и релятивистских оценок цивилизационной принадлежности к проверяемому, устойчивому методологически и алгоритмически прозрачному критерию? В том числе критерию, сопрягаемому с конкретными факторами в государственном управлении, в ориентациях общественного строительства и активности. Хочется, обнаружив закон цивилизационной идентичности социальной природы, применить его для практической деятельности. Для помощи России в ее постсоветских «муках поиска» дальнейшего облика и исторического пути.

Как известно, принципиально этим требованиям отвечают количественные, мерные критерии. Не вкусовые и лирико-беллетристические, а количественные. В предлагаемой работе выдвинуто и развито применение именно таких критериев.

И это является в первую очередь новым результатом в подходах к теории цивилизационогенеза и цивилизации.

Основное определение категории цивилизации, которое позволило автору выйти на управленческие практические применения, следующее:

Цивилизация — это устойчивое во времени и пространстве человеческое сообщество, объединенное сходными ценностями-мотиваторами человеческого поведения, как кодом, и условием его выживания и успешности в разных природно- и социально-средовых исторических условиях.

Заметим, что речь идет о ценностях-мотиваторах, а не ценностях созерцания, отношения и оценивания. Такие тоже бывают, но они могут не вызывать действий, обеспечивающих успех. И уж тем более речь не о ценах, как эквивалентах ценности потребляемых благ. Ценность-мотиватор — это непростая категория. Она связана с потребностью и интересом. Важно, что ценность-мотиватор ведет человека к действию, а значит, к результату развития. Такова важнейшая связь: мотивация — действие — результат —оценка результата. Результат либо успешен, либо, наоборот, неуспешен. Здесь становится почти очевидной связь: цивилизационно идентичная ценность-мотиватор — правильное действие — успешный результат. Если же вам пытаются привить нерелевантную успеху ценность («как во всех цивилизованных странах»), то успеха на этом пути не бывает.

Естественно, что автор не является первооткрывателем самих подходов к такому сложному явлению, как цивилизация. Также очевидно, что в зависимости от контекста задачи содержание этих подходов может быть различным. Просто различным, а вовсе не конкурирующим. Поэтому для обзора применяемых в истории этого вопроса подходов дадим к ним краткий комментарий.

comments powered by HyperComments
3564
12276
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика