Государственная политика и управление современной России в сфере сельского хозяйства

Государственная политика и управление современной России в сфере сельского хозяйства Агропромышленный комплекс (АПК), сформированный в СССР в период 1970–1980 гг., представлял собой единый территориально-производственный комплекс, включавший сельское хозяйство и связанные с ним сферы экономики, которые занимались обслуживанием сельскохозяйственного производства и доведением его продукции до потребителя.

По функционально-отраслевой структуре агропромышленный комплекс подразделялся на три сферы.

Первая сфера объединяла отрасли и подотрасли промышленности, обеспечивающие сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность средствами производства. К этой сфере относились тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство оборудования для предприятий легкой, пищевой промышленности и элеваторно-складского хозяйства, производство минеральных удобрений и химических средств защиты, микробиологическая и комбикормовая промышленность.

Вторая сфера включала непосредственно сельскохозяйственное производство — в том числе растениеводство и животноводство, производственно-техническое, агрохимическое, ирригационномелиоративное и ветеринарно-санитарное обслуживание сельского хозяйства, лесное и рыбное хозяйство.

Третья сфера представляла группу отраслей и производств, обеспечивающих движение продукции от сельскохозяйственного производителя к конечному потребителю. Сюда входили предприятия легкой промышленности по первичной переработке сельскохозяйственного сырья, пищевой, мясо-молочной, мукомольно-крупяной промышленности, элеваторно-складское хозяйство, заготовительные организации, торговля и общественное питание, потребкооперация (заготовки, хранение и переработка) и т. д.

Формирование АПК как единого народнохозяйственного комплекса позволяло достичь эффективного сочетания территориального, отраслевого и программно-целевого планирования.

Его создание предусматривало, что деятельность всех отраслей, входящих в агропромышленный комплекс, должна быть подчинена единой цели — производству высококачественных продуктов питания и доведению их без потерь до потребителя, а также обеспечению перерабатывающего производства сельскохозяйственным сырьем.

В период рыночных преобразований хозяйственно-управленческая структура АПК была практически полностью разрушена и начала отчасти воссоздаваться лишь в конце 1990-х гг. в форме агропродовольственного комплекса, представляющего собой совокупность отраслей, производящих, перерабатывающих и доводящих конечную продукцию до потребителя, включая предоставление услуг в этих областях. Ключевым отличием агропродовольственного комплекса от агропромышленного является отсутствие в нем отраслей и предприятий, относящихся к первой сфере.

Таким образом, можно говорить о том, что, в период 1991–1998 гг. в России произошел переход от агропромышленной к агропродовольственной политике, связанный с трансформацией самого объекта управления, что значительно сужает возможности для эффективной интеграции всех имеющихся ресурсов и выработки управленческих решений на различных уровнях.

В процессе проведения аграрной реформы и формирования агропродовольственной политики в современной России к настоящему моменту можно выделить три основных этапа.

На первом этапе реформы (1991–1998 гг.) проходили аграрные преобразования, в основу которых была положена идея формирования и ускоренного развития крестьянско-фермерских хозяйств. В период с 1991 г. по 1998 г. произошло резкое, практически двукратное сокращение производства в сельском хозяйстве.

На втором этапе (1999-2005 гг.) аграрная реформа была значительно скорректирована. Она уже была направлена не столько на реорганизацию аграрных отношений, сколько на формирование комплексной агропродовольственной политики, на создание условий для замедления и постепенного преодоления сложившихся негативных тенденций в развитии агропродовольственного В этот период был разработан и принят ряд важнейших документов: «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001–2010 годы», «Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» и др.

В результате предложенных мероприятий наметившиеся положительные тенденции в развитии агропродовольственного комплекса во многом удалось сохранить. Однако, оценивая в целом результаты выполнения второго этапа реформирования АПК, можно отметить, что несмотря на отмеченные положительные моменты, многие проблемы оставались нерешенными.

Переходом к третьему этапу реформирования АПК стало принятие в 2006 г. приоритетного национального проекта развития агропромышленного комплекса (ПНП «Развитие АПК»). Ценность этого проекта заключалась в том, что были не только обозначены основные проблемы, накопившиеся в аграрной сфере, но и определены ключевые направления развития АПК, а также выделены необходимые ресурсы для решения поставленных задач. В соответствии с этим проектом основными направлениями развития аграрной сферы на 2006–2007 гг. стали: развитие животноводства; развитие малых форм агробизнеса; обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.

В конце 2006 г. после долгих обсуждений и согласований был принят базовый закон «О развитии сельского хозяйства».

В этом документе впервые на законодательном уровне было дано определение понятия «государственная аграрная политика»

сформулированы основные цели и принципы государственной аграрной политики, меры по ее реализации, а также определены основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

Разработку и утверждение в 2007 г. «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» можно считать моментом окончательного перехода к системе государственного управления агропродовольственным комплексом, основанной на принципах программно- целевого планирования. Эта система пока что весьма несовершенна, в ней отсутствует межотраслевой подход, имеются различные нестыковки и противоречия. Но в целом следует признать, что реформирование системы управления агропродовольственным комплексом развивается в правильном направлении.
comments powered by HyperComments
3053
87476
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика