Чем закончился туристический сезон для россиян?

Чем закончился туристический сезон для россиян?

В августе тысячи туристов пострадали из-за прекращения деятельности туристических фирм: кто-то не смог вовремя вернуться на родину, а кто-то и вовсе не выехал на отдых. Сообщения о новых банкротствах турфирм приходят до сих пор. Что делать туристам, которых турфирмы бросили на произвол судьбы, и что делать государству, чтобы такая ситуация не повторилась в будущем?

Советы туристам

В начале августа Федеральное агентство по туризму опубликовало памятку для туристов, в которой разъяснило порядок действий для туристов, пострадавших от невыполнения обязательств туроператорами. Советы Ростуризма сводятся к тому, что нужно сохранить все платежные документы, если приходится самостоятельно оплачивать услуги, и по возвращении домой написать заявление в страховую компанию, в которой застрахована ответственность турфирмы. Если же у туриста нет денег, то ему необходимо обращаться в ассоциацию операторов «Турпомощь». Если турист остался дома, его поездка отменилась по причине банкротства туроператора, то необходимо написать заявление в страховую компанию о выплате страхового возмещения. К заявлению прикладываются следующие документы: копия загранпаспорта; копия договора с турфирмой; платежные документы, подтверждающие причиненный туристу ущерб; копия документа, подтверждающего отказ туроператора возместить ущерб (это может быть письмо туристической компании, размещенное на сайте); банковские реквизиты для перечисления страхового возмещения.

Выплата страхового возмещения не препятствует обращению в суд с требованием о возмещении упущенной выгоды и морального вреда. В течение 30 дней страховщик должен выплатить туристу компенсацию.

Что может сделать турист при покупке турпутевки, чтобы снизить риск отказа турфирмы от оказания услуг? Прежде всего, рекомендуется проверить туристическую компанию, уточнив, входит ли она в реестр компаний, входящих в ассоциацию «Турпомощь» (реестр есть на сайте ассоциации). При покупке тура необходимо внимательно прочитать договор: проверить сроки и порядок оплаты, сроки представления документов, условия трансфера и проживания, положения о страховании. При получении документов в турфирме следует проверить наличие авиабилетов (а не маршрутной квитанции), оплату билетов, время вылета, правильность данных, ваучер на проживание в отеле. По возможности можно уточнить у перевозчика и отеля, оплачены ли туроператором их услуги.

Кто виноват и что делать?

Чиновники уже обеспокоились вопросом о необходимости принятия законодательных мер, направленных на предотвращение рисков в сфере выездного туризма. В Государственную Думу уже внесено несколько проектов законов о внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», некоторые из них касаются дополнительных гарантий прав туристов.

Так, 12 августа 2014 года депутат-единоросс Алексей Журавлев внес проект закона (№ 587235-6), предлагающий дополнить перечень существенных условий договора с туристом требованием информировать туриста о сроках, в которые ему будут представлены сведения об оплате услуг третьих лиц (авиабилетов, трансферов, отелей, экскурсий). В случае несоблюдения таких сроков граждане смогут требовать расторжения договора. Насколько такое положение закона способно защитить туристов от проблем? Смысл его в том, что турфирмы должны заранее оплачивать услуги третьих лиц – сразу после получения денег от клиентов. Тогда даже в случае банкротства турфирмы обязательства перед туристами будут выполнены.

Ростуризм также выдвинул ряд предложений по совершенствованию правового регулирования данной сферы. Во-первых, это усиление санкций к турфирмам вплоть до уголовной ответственности за незаконную туристическую деятельность. Во-вторых, это повышение контроля: введение обязательного подтверждения оплаты билетов и проживания (то, о чем говорится в проекте закона № 587235-6), увеличение уставного капитала турфирм, введения лицензирования. Отслеживание оплаты и других данных о турпутевках предлагается вести через электронную систему. В-третьих, это регулирование ответственности онлайн-продавцов. Кроме того, предлагается ввести специальные условия страхования ответственности турфирм. Для реализации всех предложений Ростуризму потребуются дополнительные полномочия и финансовые средства.

Предложения Всероссийского союза страховщиков направлены на регулирование финансовой стороны деятельности турфирм. Предлагается создать компенсационный фонд и усовершенствовать регулирование существующих мер защиты: страхования ответственности турфирм и банковской гарантии. Существующая практика показывает, что применение банковской гарантии по каждому договору с клиентом фактически невозможно, потому что дорого обходится турфирме, а значит, в конечном счете, и клиенту.

Предложений от участников туристического рынка как со стороны государства, так и со стороны бизнеса поступает много. Какие из них будут внедрены в жизнь, пока трудно прогнозировать. Вероятно, будут приняты меры финансового характера, а также произойдет усиление контроля со стороны государства.

Еще в 2007 году в закон о туристской деятельности была включена глава о финансовом обеспечении туристской деятельности, посвященная вопросам страхования гражданской ответственности турфирм и банковской гарантии.

Практика показала, что эти нормы неэффективны. Значит, нужны новые механизмы защиты туристов.

Серия крупных банкротств известных туроператоров поставила остро вопрос о надёжности продавца туруслуг. Но тем не менее, если следовать алгоритму приобретения турпакета последовательно и со знанием дела, можно свести риски к минимуму. Сначала туристу надо провести анализ ценовых предложений, потом узнать, кто из туроператоров продаёт данное предложение. Как сказала Майа Ломидзе, руководитель союза туроператоров, «надо пользоваться услугами самых крупных туроператоров». Их осталось не так уж и много – Тез, Корал, Пегас, Туи, Анекс. Это по массовым направлениям, а остальное покрывает Пак, Пакс, Библиоглобус, Южный Крест, Дельфин… Лучше, чтобы исключить лишнее звено покупать тур непосредственно у туроператора через уполномоченное агентство. И не надо гнаться за дешевизной тура, это может выйти туристу боком. Самое главное, что надо сделать перед покупкой, - узнать, есть ли туроператор в реестре туроператоров и кто страхует его банковские гарантии, - советуют директора турфирмы с десятилетним стажем работы в туриндустрии, работающие по франчайзингу от имени одного из ведущих туроператоров России Светлана и Юрий Рожковы.

Тем не менее, чтобы внести ясность туристу, необходимо разделить привычное «турфирма» на два совершенно разных понятия: турагентство и туроператор. Они выполняют различные функции и закрываются по разным причинам. Туроператор – это производитель турпродукта (пакета), как бренд «Nokia», например. А агентство реализует этот пакет, как скажем «Евросеть», - замечает директор турагентства Анна Минина.

Основная задача турфирм, -  работа непосредственно с клиентом, консультация по подбору отелей и прочее.  Туроператор формирует турпродукт, выкупает отели, билеты, страховки. Основную ответственность за все несет туроператор. Турфирмы лучше выбирать сетевые, например те, которые работают под известными брендами. У каждой управляющей компании есть свой юридический отдел и поддержка, так что турфирма просто так с рынка не исчезнет. Туроператора конечно надо выбирать из лидеров, мелкие, которые год-два на рынке опасны, с реестром благонадежных туроператоров можно ознакомиться на сайте Ростуризма, – рассказывает директор турагентства Мария Папирова.

После массовых августовских банкротств в сфере туриндустрии, появились в сети, в частности, советы туристам, тщательно читать договор, который подписываете и при необходимости вносить свои правки. Договор, как и любой другой документ, как собственно всякую бумагу, где требуется поставить подпись изучать требуется, безусловно, досконально. И конечно, десять раз подумать, прежде чем подписывать. Но что касается внесения поправок в договор, тут совет совершенно не работает.  «Вносить поправки в договор в частности наш, турист не имеет право, так как договор составлен у нас юристами управляющей компании, все корректно и по закону, в данном случае ремарки туриста тут не уместны», - комментирует Мария Папирова. Но есть несколько определенных советов, которые стоит взять на вооружение. Например, в договоре надо обязательно обращать внимание, прежде всего на информацию по туру, чтобы понимать что именно входит в турпакет.  Обязательно в договоре должна быть страничка финансовой гарантии туроператора, так как тур приобретается турфирмой непосредственно у них. «При выезде дается электронный билет туда и обратно, но время вылета у чартерных рейсов может меняться. Считается, что изменение вылета рейса в пределах 24 часов это норма», - отмечает директор турагентства Мария Папирова.

Что касается банкротства самих туроператоров, то происходит это по нескольким причинам. У некоторых не хватает финансового рычага, то есть услуги покупаются в кредит. Деньгами одних туристов оплачиваются путевки других. Обыденна ситуация, когда турист приезжает на отдых, фактически за него оплатил какой-то другой отдыхающий, а деньги этого туриста пойдут на оплату последующего, - такая схема. Бывает и ситуация, когда туроператор напросто проворовался. «Частенько туроператор, рассчитывая грубо говоря на 100 туристов, сделал брони, оплатил предоплату, а продал всего 30 путевок, - эта наиболее частая причина банкротства», - утверждает директор турагентства Анна Минина.

«Авиакомпании тоже прикладывают руку к банкротствам партнеров-туроператоров, обязывая выкупать блоки мест, удобные для себя, иначе выкручивают руки и ломят цены, то есть ставят ультиматумы», - заявляет Анна Минина. 

«Что касается самих турагентств, то в большинстве случаев, они банкротятся по инерции. В результате, туристы боятся покупать туры и агентства остаются без клиентов», - утверждает Анна Минина.

Как правило, туроператор страхует свою деятельность, и из этого денежного фонда покрываются риски туриста. Обычно страховой фонд составляет 100.000.000 рублей. Но если рассчитываемое число туристов уменьшилось и составило, например 35.000 человек со средним чеком за поездку от 80.000 рублей до 100.000 рублей, то при элементарном расчете можно заключить, что на всех денег не хватит, и в итоге раздавать пострадавшим компенсацию будут понемножку.

Но чтобы получить и эту денежную компенсацию, необходимо будет по приезду доказать недобросовестность туроператора. Для этого нужно, прежде всего, привезти обратно письменные доказательства. То есть, если вас не заселяют на месте, необходимо получить письменный отказ, собрать все чеки, позвонить в турфирму и оператору. Также необходимо обратиться к принимающей стороне на месте. Если по приезду вы узнали, что отель отказывается вас заселять, не тратьте силы и нервы на крики и угрозы в адрес представителей отеля и гида принимающей стороны, это бесполезно. Самый оптимальный вариант, заселиться за свой счет и методично собирать чеки, телефонные карты и прочее, чтобы по приезду можно было попробовать компенсировать эти расходы. Также важно сообщить турагентству все свои контакты, чтобы при необходимости они могли без проблем с вами связаться. Часто за пострадавшими туристами посылают незапланированные рейсы, поэтому очень важно такой рейс не пропустить. Не помешает, если вы объединитесь с такими же пострадавшими туристами, которые оказались в аналогичной с вами ситуации. «Пожалуй, единственный способ обезопасить себя на время отдыха от недобросовестных туроператоров, это попросить от оператора через агента подтверждение оплаты отеля. Если ваша поездка дорогая или на долгий срок, то чтобы подстраховаться, лучше просить у агента выкупать отель, апартаменты или виллу напрямую, без оператора, так вы будете точно знать, что платеж прошел, и вас ждут», - рекомендует Анна Минина.

К сожалению, выводы неутешительные. И покупка тура за границу для россиян до сих пор – «кот в мешке». Многие туроператоры, которые в этом году объявили о своей несостоятельности, работали на рынке туриндустрии более 10 лет и имели хорошую репутацию и узнаваемое имя. Спрогнозировать, кто будет следующий, практически невозможно. Многие фирмы до сих пор работают по схеме, где туристу не проплачивают отель, а бронируют, а оплату осуществляют после, таким образом, сохраняя возможность в любой момент попросту отменить платеж. Разумеется, туроператор, как правило, до последнего скрывает свое предбанкротное состояние. А, оказавшийся в сложной ситуации турист, по сути, на месте может рассчитывать только на «Турпомощь». Эксперты полагают, что введение санкций послужило одной из причин банкротства туроператоров, которые не справились с финансовой стороной вопроса и не смогли перекредитоваться. Также специалисты считают, что не могло не повлиять на рынок туриндустрии присоединение Крыма к России и преобразившийся после олимпиады Сочи.

Банкротство туроператоров происходило в том числе и по не зависящим от них причинам, а именно в связи с тем, что спрос этим летом претерпел заметные изменения.

И, несмотря на то, что многие эксперты заявили о провальности туристического сезона этим летом не только в Сочи, но и в Крыму, раскрывшие для туристов свои двери, два этих региона определенно взбудоражили туристический рынок.

К кризису в туристическом бизнесе привело множество причин, далеко не только несовершенство закона. При этом некоторые турфирмы воспользовались ситуацией и также прекратили свою деятельность, скрывшись с деньгами клиентов. Проблема недобросовестности бизнеса возвращает нас к проблеме ценностного подхода и ответственности бизнеса не только перед государством, но и перед обществом.

Материал подготовили Александр Гаганов и Ольга Регина 


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
377
10266
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика