Единый учебник истории вызвал неразбериху в медиасреде

Единый учебник истории вызвал неразбериху в медиасреде

Заявление министра образования и науки Дмитрия Ливанова по поводу учебника по истории накануне вызвало неразбериху в медиасреде. Поначалу информагентства истолковали слова министра как отказ от единого учебника. К вечеру Минобрнауки РФ поспешило дать опровержение.

На сайте «Известий» появилось интервью с руководителем федерального образовательного ведомства: Дмитрий Ливанов постарался прояснить ситуацию. "Необходимо расшифровать укрепившееся понятие "единый учебник истории". Это, конечно же, не одна единственная и всеобъемлющая книга, по которой станут учиться все классы поголовно", - уточнил он в интервью. - "Единый учебник истории" — это целая концепция, которая призвана привести к содержательному и структурному единообразию учебников для всех возрастных групп школьников, равно как и методические пособия для учителей, саму систему преподавания".

Разговоры о неточностях в российских учебниках по истории уже давно ведутся как Минобрнауки, так и возмущенными родителями учеников, вынужденных учиться по сомнительным книгам. Чего в российских учебниках по истории больше: погрешностей или опечаток, сказать сложно. Вот некоторые из них: «Падение Лжедмитрия Первого стало неминуемым. 17 мая 1606 г. боярский заговор, слившийся с восстанием москвичей, сбросил его с престола», - написано в учебнике по истории России за 10-й класс (автор — А.А. Данилов и другие). И это еще не все ляпы, которые можно прочесть в школьных пособиях: «Из положительного император Павел сделал всё, чтобы на престоле больше не было женщин», или «В 1939 году руководителями внешней политики СССР были Брежнев и Наполеон», и наконец, «Русская армия потеряла меньше японцев, но у Николая II были проблемы с головой и он стал отступать».

Ранее, в феврале 2013 года Владимир Путин выступил с инициативой о необходимости разработки учебников по истории единого стандарта. Главное предъявляемое требование к таким пособиям: уход от внутренних противоречий, двойных толкований и неточностей.

В октябре прошлого года рабочей группе российского исторического общества во главе с Сергеем Нарышкиным было поручено разработать единый стандарт, который ляжет в основу новых учебников. Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что «у нас будет единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны учебники истории. Это не означает, что будет один-единственный учебник», - добавил Ливанов. По его словам, все написанные учебники пройдут обязательную общественную и профессиональную экспертизу, а отталкиваться как раз и будут от учебника по истории единого образца.

Работа над единой концепцией учебника по истории велась интенсивно. В ходе встреч, круглых столов и дискуссий поступало огромное количество замечаний и откликов к проекту Концепций, которые впоследствии учитывались рабочей группой. Также было принято решение подготовить отдельный курс брошюр для учителей с разъяснениями на трудные вопросы. 

Научный руководитель рабочей группы и сопредседатель РИО академик А.О. Чубарьян отметил, что одной из новаций Концепции стало внимание к истории повседневности и роли человека в истории. «История не бывает черно-белой, она состоит из тонов, полутонов, разных красок», - выделил Чубарьян. А Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин заметил, что любому демократическому обществу свойственны разные мнения о событиях прошлого и завершение работы над единой Концепцией не означает, что дискуссии и споры о нашей истории завершаются.

Надо отметить, что необходимость создания нового учебно-методического комплекса истории России диктуется возросшими требованиями к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям прошлого, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний.

Ступени изучения отечественной истории в общеобразовательных школах будут строиться по историко-культурному стандарту от Древней Руси к Российскому государству в хронологическом порядке. Особое внимание в пособии будет уделено периоду президентства Владимира Путина, который «в рамках своего первого и второго президентских сроков сумел стабилизировать ситуацию в стране, провести меры по укреплению властной вертикали. Благоприятная конъюнктура способствовала экономическому росту, который продолжался в России вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008 года…». Также в учебнике по истории единого образца уделяется большое внимание высокой общественной роли СМИ как «четвертой власти», коммерциализации культуры, «утечке мозгов» за рубеж, пропаганде спорта и здорового образа жизни в связи с проведением в Сочи Олимпиады и Паралимпийских игр. А что касается дат важных событий в истории России, предлагаемых для изучения, то особой строкой отмечен 2014 год, как год договора о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав России. Также известно, что рабочая группа предложила уйти от некоторых устойчивых и привычных терминов в связи с новыми политическими реалиями. Так, например, вместо татаро-монгольского ига в концепции говорится о системе зависимости русских земель от ордынских ханов (ордынское иго), а события октября 1917 года, которые в СССР назывались Великой октябрьской социалистической революцией, а после 1991 года – Октябрьский переворот, теперь будут называться Великая революция 1917 года.

Понимание того, что под словосочетанием "единый учебник истории" понимается определенный единый историко-культурный стандарт, было озвучено уже больше года назад. Однако дискуссии о том, будет ли он воплощен в одной единственной книге или же учебников будет несколько, у многих журналистов вызывали сомнения, которые были намедни развеяны словами министра образования и науки Ливанова. Под единый стандарт разрабатывается множество учебников, часть из которых будут приняты на вооружение Министерством. В частности, основой для новых учебников может стать и разработанное в Центре научной политической мысли и идеологии издание "История России. Учебник для учителя", структура и содержание которого заданы ценностной целью и логикой проблемной декомпозиции.

Предлагаемый учебник ориентирован главным образом на лиц, уже имеющих необходимые знания по курсу истории России. Он позволяет эти знания системно осмыслить с позиций единой ценностной платформы, структурировать их в соответствии с единой методологией, а в определенных случаях, имея ввиду распространенные историографические стереотипы и навязываемые идеологемы, и скорректировать их. Вместе с тем, учебник для учителя может быть использован и в целях самообразования, выполняя роль своеобразной лоции при «прохождении» узловых вопросов российского исторического процесса.

Материал подготовили Ольга Регина и Дмитрий Новиков


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2224
8887
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика