Единый учебник истории вызвал неразбериху в медиасреде

Единый учебник истории вызвал неразбериху в медиасреде

Заявление министра образования и науки Дмитрия Ливанова по поводу учебника по истории накануне вызвало неразбериху в медиасреде. Поначалу информагентства истолковали слова министра как отказ от единого учебника. К вечеру Минобрнауки РФ поспешило дать опровержение.

На сайте «Известий» появилось интервью с руководителем федерального образовательного ведомства: Дмитрий Ливанов постарался прояснить ситуацию. "Необходимо расшифровать укрепившееся понятие "единый учебник истории". Это, конечно же, не одна единственная и всеобъемлющая книга, по которой станут учиться все классы поголовно", - уточнил он в интервью. - "Единый учебник истории" — это целая концепция, которая призвана привести к содержательному и структурному единообразию учебников для всех возрастных групп школьников, равно как и методические пособия для учителей, саму систему преподавания".

Разговоры о неточностях в российских учебниках по истории уже давно ведутся как Минобрнауки, так и возмущенными родителями учеников, вынужденных учиться по сомнительным книгам. Чего в российских учебниках по истории больше: погрешностей или опечаток, сказать сложно. Вот некоторые из них: «Падение Лжедмитрия Первого стало неминуемым. 17 мая 1606 г. боярский заговор, слившийся с восстанием москвичей, сбросил его с престола», - написано в учебнике по истории России за 10-й класс (автор — А.А. Данилов и другие). И это еще не все ляпы, которые можно прочесть в школьных пособиях: «Из положительного император Павел сделал всё, чтобы на престоле больше не было женщин», или «В 1939 году руководителями внешней политики СССР были Брежнев и Наполеон», и наконец, «Русская армия потеряла меньше японцев, но у Николая II были проблемы с головой и он стал отступать».

Ранее, в феврале 2013 года Владимир Путин выступил с инициативой о необходимости разработки учебников по истории единого стандарта. Главное предъявляемое требование к таким пособиям: уход от внутренних противоречий, двойных толкований и неточностей.

В октябре прошлого года рабочей группе российского исторического общества во главе с Сергеем Нарышкиным было поручено разработать единый стандарт, который ляжет в основу новых учебников. Глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что «у нас будет единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны учебники истории. Это не означает, что будет один-единственный учебник», - добавил Ливанов. По его словам, все написанные учебники пройдут обязательную общественную и профессиональную экспертизу, а отталкиваться как раз и будут от учебника по истории единого образца.

Работа над единой концепцией учебника по истории велась интенсивно. В ходе встреч, круглых столов и дискуссий поступало огромное количество замечаний и откликов к проекту Концепций, которые впоследствии учитывались рабочей группой. Также было принято решение подготовить отдельный курс брошюр для учителей с разъяснениями на трудные вопросы. 

Научный руководитель рабочей группы и сопредседатель РИО академик А.О. Чубарьян отметил, что одной из новаций Концепции стало внимание к истории повседневности и роли человека в истории. «История не бывает черно-белой, она состоит из тонов, полутонов, разных красок», - выделил Чубарьян. А Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин заметил, что любому демократическому обществу свойственны разные мнения о событиях прошлого и завершение работы над единой Концепцией не означает, что дискуссии и споры о нашей истории завершаются.

Надо отметить, что необходимость создания нового учебно-методического комплекса истории России диктуется возросшими требованиями к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям прошлого, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний.

Ступени изучения отечественной истории в общеобразовательных школах будут строиться по историко-культурному стандарту от Древней Руси к Российскому государству в хронологическом порядке. Особое внимание в пособии будет уделено периоду президентства Владимира Путина, который «в рамках своего первого и второго президентских сроков сумел стабилизировать ситуацию в стране, провести меры по укреплению властной вертикали. Благоприятная конъюнктура способствовала экономическому росту, который продолжался в России вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008 года…». Также в учебнике по истории единого образца уделяется большое внимание высокой общественной роли СМИ как «четвертой власти», коммерциализации культуры, «утечке мозгов» за рубеж, пропаганде спорта и здорового образа жизни в связи с проведением в Сочи Олимпиады и Паралимпийских игр. А что касается дат важных событий в истории России, предлагаемых для изучения, то особой строкой отмечен 2014 год, как год договора о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав России. Также известно, что рабочая группа предложила уйти от некоторых устойчивых и привычных терминов в связи с новыми политическими реалиями. Так, например, вместо татаро-монгольского ига в концепции говорится о системе зависимости русских земель от ордынских ханов (ордынское иго), а события октября 1917 года, которые в СССР назывались Великой октябрьской социалистической революцией, а после 1991 года – Октябрьский переворот, теперь будут называться Великая революция 1917 года.

Понимание того, что под словосочетанием "единый учебник истории" понимается определенный единый историко-культурный стандарт, было озвучено уже больше года назад. Однако дискуссии о том, будет ли он воплощен в одной единственной книге или же учебников будет несколько, у многих журналистов вызывали сомнения, которые были намедни развеяны словами министра образования и науки Ливанова. Под единый стандарт разрабатывается множество учебников, часть из которых будут приняты на вооружение Министерством. В частности, основой для новых учебников может стать и разработанное в Центре научной политической мысли и идеологии издание "История России. Учебник для учителя", структура и содержание которого заданы ценностной целью и логикой проблемной декомпозиции.

Предлагаемый учебник ориентирован главным образом на лиц, уже имеющих необходимые знания по курсу истории России. Он позволяет эти знания системно осмыслить с позиций единой ценностной платформы, структурировать их в соответствии с единой методологией, а в определенных случаях, имея ввиду распространенные историографические стереотипы и навязываемые идеологемы, и скорректировать их. Вместе с тем, учебник для учителя может быть использован и в целях самообразования, выполняя роль своеобразной лоции при «прохождении» узловых вопросов российского исторического процесса.

Материал подготовили Ольга Регина и Дмитрий Новиков


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6094
23698
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика