РЖД сокращает поезда: причины и следствия

РЖД сокращает поезда: причины и следствия

Максим Волков

Дочерняя компания РЖД АО «ФПК» отменяет пассажирские поезда в Таджикистан, Казахстан, Азербайджан и Украину. Чем объясняется это решение?

Как известно, ОАО «РЖД» принадлежит государству. Но стратегия развития компании, заявления руководства, логика принимаемых решений не оставляют сомнения, что цель работы этого акционерного общества коммерческая – получение дохода.

За 1-е полугодие 2014 холдинг РЖД получил 865,2 млрд рублей суммарных доходов. Основной доход приносят грузовые перевозки – 563,2 млрд рублей. На пассажирские перевозки пришлось менее 1/3 общей выручки (в лучшем случае). Тоже немаленькие деньги, однако нужно учитывать еще и расходы.

Посмотрим финансовые результаты «Федеральной пассажирской компании» – дочерней компании РЖД, которая занимается конкретно пассажирскими перевозками. В 2013 доходы от пассажирских перевозок составили 175,4 млрд руб., а расходы – 208,7 млрд. руб. Таким образом, ФПК получила операционную прибыль в размере минус 12,6 млрд. р. 

Другими словами, люди для РЖД – груз крайне невыгодный и проблемный: их нельзя укладывать штабелями или заливать в цистерны, они требуют чаю, курят в тамбуре, дебоширят – сплошные убытки и головная боль.

Особенно убыточны плацкартные вагоны в поездах дальнего следования, так как цены на эти билеты устанавливает Федеральная служба по тарифам, руководствуясь не только коммерческими соображениями, но и рудиментарным чувством социальной ответственности. Стоимость купе и СВ регулирует сама ФПК, поэтому может ни в чем себе не отказывать.

Почему же раньше маршруты не сокращали?

Во-первых, те, кто регулярно пользуются услугами железной дороги, могли заметить, что частота рейсов по многим направлениям сокращается уже несколько лет.

Во-вторых, убытки от пассажироперевозок компенсирует государство. С каждым годом все менее охотно: 2012 – 29,6 млрд р., 2013 – 23,4 млрд р. В конце 2013 Минэкономики выступило против мер господдержки ОАО «РЖД».

В-третьих, 6 сентября 2013 тарифы на услуги естественных монополий в 2014 были заморожены. Глава РЖД Владимир Якунин заверил, что убыток составит более 60 млрд рублей, а недополученный доход – более 93 млрд р.

В-четвертых, из-за сокращения доходности РЖД сократила инвестпрограмму, в частности расходы на закупку тягового и вагонного составов. В 2011 рабочий парк ФПК составлял 20954 единицы, в 2012 – 20205, в 2013 – 19305. Пассажирских поездов медленно, но верно начинает не хватать.

В-пятых, за январь-ноябрь 2014 г. погрузка на железнодорожные сети составила 1 млрд 123,9 млн тонн, что на 0,9% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. Падение объемов не такое большое, однако сильно изменилась структура перевозимых грузов: от высокодоходных к низкодоходным. Например, погрузка зерна увеличилась на 34%, а стройматериалов упала на 17,8%.

Резюмируя, в настоящее время ОАО «РЖД» как коммерческая корпорация испытывает ряд критических нерешенных проблем. 

Между тем, в прошлом году рост экономики составил всего 1,3% – это вызвало падение объемов грузоперевозки на 2,6%. 2014 был не лучше, а 2015 обещает быть не самым простым. Ожидаемо, руководство «Федеральной пассажирской компании» старается оптимизировать издержки.

При экономическом кризисе потребность в рабочей силе упадет – упадет и пассажиропоток из стран Средней Азии. Объем пассажирских перевозок на Украину уже упал на 60%. С точки зрения рентабельности сокращение пассажирских поездов по этим направлениям вполне обосновано.

С этой же точки зрения несложно предсказать дальнейшие действия руководства ФПК: рост цен на билеты, сокращение количества плацкартных вагонов, увеличение купейных, значительный рост цен на билеты... Ездить станет комфортнее, но ездить будут не все.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
614
2117
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика