
Дочерняя компания РЖД АО «ФПК» отменяет пассажирские поезда в Таджикистан, Казахстан, Азербайджан и Украину. Чем объясняется это решение?
Как известно, ОАО «РЖД» принадлежит государству. Но стратегия развития компании, заявления руководства, логика принимаемых решений не оставляют сомнения, что цель работы этого акционерного общества коммерческая – получение дохода.
За 1-е полугодие 2014 холдинг РЖД получил 865,2 млрд рублей суммарных доходов. Основной доход приносят грузовые перевозки – 563,2 млрд рублей. На пассажирские перевозки пришлось менее 1/3 общей выручки (в лучшем случае). Тоже немаленькие деньги, однако нужно учитывать еще и расходы.
Посмотрим финансовые результаты «Федеральной пассажирской компании» – дочерней компании РЖД, которая занимается конкретно пассажирскими перевозками. В 2013 доходы от пассажирских перевозок составили 175,4 млрд руб., а расходы – 208,7 млрд. руб. Таким образом, ФПК получила операционную прибыль в размере минус 12,6 млрд. р.
Другими словами, люди для РЖД – груз крайне невыгодный и проблемный: их нельзя укладывать штабелями или заливать в цистерны, они требуют чаю, курят в тамбуре, дебоширят – сплошные убытки и головная боль.
Особенно убыточны плацкартные вагоны в поездах дальнего следования, так как цены на эти билеты устанавливает Федеральная служба по тарифам, руководствуясь не только коммерческими соображениями, но и рудиментарным чувством социальной ответственности. Стоимость купе и СВ регулирует сама ФПК, поэтому может ни в чем себе не отказывать.
Почему же раньше маршруты не сокращали?
Во-первых, те, кто регулярно пользуются услугами железной дороги, могли заметить, что частота рейсов по многим направлениям сокращается уже несколько лет.
Во-вторых, убытки от пассажироперевозок компенсирует государство. С каждым годом все менее охотно: 2012 – 29,6 млрд р., 2013 – 23,4 млрд р. В конце 2013 Минэкономики выступило против мер господдержки ОАО «РЖД».
В-третьих, 6 сентября 2013 тарифы на услуги естественных монополий в 2014 были заморожены. Глава РЖД Владимир Якунин заверил, что убыток составит более 60 млрд рублей, а недополученный доход – более 93 млрд р.
В-четвертых, из-за сокращения доходности РЖД сократила инвестпрограмму, в частности расходы на закупку тягового и вагонного составов. В 2011 рабочий парк ФПК составлял 20954 единицы, в 2012 – 20205, в 2013 – 19305. Пассажирских поездов медленно, но верно начинает не хватать.
В-пятых, за январь-ноябрь 2014 г. погрузка на железнодорожные сети составила 1 млрд 123,9 млн тонн, что на 0,9% меньше, чем за аналогичный период 2013 г. Падение объемов не такое большое, однако сильно изменилась структура перевозимых грузов: от высокодоходных к низкодоходным. Например, погрузка зерна увеличилась на 34%, а стройматериалов упала на 17,8%.
Резюмируя, в настоящее время ОАО «РЖД» как коммерческая корпорация испытывает ряд критических нерешенных проблем.
Между тем, в прошлом году рост экономики составил всего 1,3% – это вызвало падение объемов грузоперевозки на 2,6%. 2014 был не лучше, а 2015 обещает быть не самым простым. Ожидаемо, руководство «Федеральной пассажирской компании» старается оптимизировать издержки.
При экономическом кризисе потребность в рабочей силе упадет – упадет и пассажиропоток из стран Средней Азии. Объем пассажирских перевозок на Украину уже упал на 60%. С точки зрения рентабельности сокращение пассажирских поездов по этим направлениям вполне обосновано.
С этой же точки зрения несложно предсказать дальнейшие действия руководства ФПК: рост цен на билеты, сокращение количества плацкартных вагонов, увеличение купейных, значительный рост цен на билеты... Ездить станет комфортнее, но ездить будут не все.
Вернуться на главную