История национального платежного суверенитета

История национального платежного суверенитета

Материал подготовил Максим Волков.

На совещании по развитию инфраструктуры ЕврАзЭС в очередной раз подняли вопрос о создании российской национальной системы платежных карт. Вопрос актуальный, учитывая, что угрозы отключения от западных систем озвучены не единожды и уже частично претворены в жизнь.

История создания российской национальной платежной системы во многом показательна и отлично иллюстрирует всеобъемлющую, многоуровневую деградацию постсоветской России.

Первые шаги были предприняты еще в начале 90-х: STB Card – 1992 год, Юнион Кард, Сберкарт и Золотая Корона – 1993.  Шаги эти носили несистемный характер и фактически представляли собой попытки отдельных игроков подмять под себя потенциально сверхприбыльный рынок. Однако задача оказалась неподъемной для частных, даже крупных компаний и требовала участия государства, которое не захотело оплачивать проект. В итоге, большинство сделали выбор в пользу Виза и МастерКард.

Как сказал Сергей Дубинин, в 90-е председатель ЦБ РФ:

Платежная система – это тоже бизнес-проект был в то время. И в рамках этого бизнес-проекта никто не смог предложить надежный бизнес-план с широким охватом клиентов.

В разгар кризиса 1998 международные платежные системы по ошибке (как заявлялось) заблокировали платежи с карточек некоторых российских банков. Зазвучали обещания и прогнозы, что российская платежная система появится уже через год. 

В 1999 появилась НКО «Объединенная расчетная система». Но внезапно вспомнили, что в России отсутствует соответствующая нормативная база. В начале 2000-х законы приняли, нашлись деньги на финансирование, но потенциальные бизнес-партнеры не смогли поделить будущую прибыль – ожидались десятки миллиардов ежемесячных доходов только за счет комиссии.

В 2010 году проект вновь достали с полки. Когда пыль осела, выяснилось, что в принятых законах отсутствует несколько важных пунктов. В частности, нет запрета на обработку российских транзакций за рубежом – без которого весь законопроект теряет смысл. Чтобы исправить упущение, в 2010 принят Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», однако в процессе разработки искомые пункты были утрачены. Чтобы исправить очередное упущение, в 2011 принят Федеральный закон «О национальной платежной системе», однако подписанная версия также необходимых регламентаций не содержала.

Причины такой забывчивости российских законотворцев отчасти объясняются в рассекреченной переписке американского дипломата Маттиаса Митмана с администрацией президента Обамы. Сотрудник посольства пишет:

Мы рекомендуем высокопоставленным госслужащим США воспользоваться встречами с их российскими коллегами… и оказать давление на российских госслужащих с целью такого изменения законопроекта, чтобы гарантировать, что интересам американских платежных компаний не будет нанесён ущерб.

Как видим, в рамках рыночного дискурса задача создания национальной системы не решаема.

В марте 2014 после освобождения Крыма, антирусских санкций, приостановки обслуживания карт российских банков официальная риторика немного поменялась. Заговорили не только о бизнесе и доходности, но и о национальной безопасности и суверенитете.

Вл. Путин от 27 марта 2014:

Если потребуется какое-то принятие решений на законодательном уровне, я вас прошу тоже на это оперативно отреагировать. То же самое и в отношении отечественной платёжной системы. Центральный банк сейчас над этим активно работает вместе с Правительством… Мы должны защищать свои интересы, и мы будем это делать.

Индии понадобилось два года, чтобы запустить собственную платежную систему Rupay. Иран, отключенный от SWIFT в 2012 и понесший серьезные убытки, все-таки сумел создать национальную платежную систему, но для внешних операций вынужден использовать валютные счета в зарубежных банка-брокерах.

Для внедрения НПС требуются не только новые законы, но и несколько сотен миллиардов рублей, политическая воля, время и, главное, консенсус между финансовыми и политическими элитами по поводу дележа потенциальных многомиллиардных барышей. Найдется ли все это в постсоветской либеральной России – вопрос открытый.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5729
24005
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика