Как управляются империи: альтернативные центры

Как управляются империи: альтернативные центры

Вопрос «Как именно управляется Россия?» давно будоражит умы мыслителей. Казалось бы, управление столь сложной системой по иерархической схеме, фактически из одного центра, невозможно в принципе. Однако, отрицая постулаты теории систем, Россия существует столетиями, неизменная по сути, к вящему огорчению геополитических противников.

Отечественные исследователи, как правило, объясняют этот феномен с помощью гипотезы фельдмаршала Миниха, сформулированной еще в 1765:

Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными, что оно управляется самим Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно вообще существует.

Западные ученые предпочитают изобретать оригинальные цивилизационные теории. Одна из которых, например, предполагает, что в теллурократических империях, разнесенных по обширным материковым пространствам, помимо основного управляющего центра есть несколько альтернативных, частично дублирующих функции Столицы. С одной стороны, это позволяет сделать руководство на местах более эффективным, с другой, в случае ослабления центральной власти может значительно ускорить сепаратистские тенденции.

Попытаемся определить наличие или отсутствие таких гипотетических центров. Размеры центрального аппарата управления в регионе легко посмотреть в статистике Росстата, гораздо сложнее понять, достаточно ли данного количества чиновников для централизованного управления или часть системных функций отдана местным. 

В РФ региональная плотность чиновников коррелирует с удаленностью от Столицы:


Это вполне объяснимо: чем дальше от управляющего центра, тем более мощный управленческий аппарат нужен. 

Кластерный анализ позволил поделить регионы РФ на пять кластеров, где зависимость между показателями достаточно однородна для того, чтобы определить отклонения от нормы:



Выделены следующие регионы, плотность чиновников в которых сильно меньше, чем у их соседей по кластеру:

  1. Санкт-Петербург;
  2. Республика Татарстан;
  3. Республика Дагестан;
  4. Республика Башкортостан;
  5. Кемеровская область;
  6. Республика Бурятия;
  7. Приморский край.

Согласно заявленной выше методике, именно эти субъекты претендуют на роль альтернативных или, в случае детонации сепаратизма, самостоятельных управленческих центров. Разумеется, аномалии могут объясняться и другими факторами, далекими от обозначенной гипотезы.

Другие материалы автора: Максим Волков


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5211
22305
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика