Пить станет дешевле, пить станет веселее

Пить станет дешевле, пить станет веселее

Максим Волков

С 1 февраля 2015 г. Росалкогольрегулирование снизит минимальную розничную цену на крепкий алкоголь. Бутылку водки можно будет купить не за 220 р., а за 185 р. Причины столь невиданной щедрости вполне понятны.

По заявлению главы РАР Игоря Чуянова:

Мы видим железобетонную связь снижения продаж со стоимостью водки на полке уже второй год подряд. МРЦ на водку за год выросла со 170 до 220 руб., а денег у потребителей больше не стало. Легальный рынок потерял 14% потребителей, которые перешли на продукцию из теневого сектора.

В настоящее время со стандартной бутылки водки 0,5 л в казну идет 100 рублей (акциз повышать пока не планируют). По сообщению вице-премьера Александра Хлопонина, ежегодно бюджет теряет из-за нелегального алкоголя 30-50 млрд рублей.

Действительно, судя по статистике производства и продаж, потребители не готовы платить за бутылку 250-300 рублей:


Но все ли из тех, кто отказался покупать дорогую водку в магазине, перешли на дешевые суррогаты – вопрос дискуссионный.

По сообщению СМИ, инициатива снижения минимальной розничной цены исходила из администрации президента. Появилось мнение, что, во-первых, бюджет терпит убытки, во-вторых, борьба с алкоголизацией населения путем повышения цен себя не оправдала. 

Если первый пункт не вызывает сомнения, то со вторым несколько сложнее.

Борьба с зеленым змеем в России актуальна жизненно – в самом прямом смысле. Смертность от отравления алкоголем в количественном выражении не велика. Зато у этого показателя есть интересная особенность – он полностью коррелирует с общим уровнем смертности. Больше пьют – чаще травятся, больше совершается убийств, самоубийств, больше инфарктов, ДТП со смертельным исходом и т.д. Другими словами, главной причиной смертности россиян является алкоголь и последствия его употребления.

В кризисные периоды потребление алкоголя возрастает. Казалось бы, бросать пить по причине нехватки финансов никто не собирается. Но, между тем, смертность от алкогольного отравления почему-то напрямую коррелирует с объемами легального производства, с временным лагом в 1-2 года:


Цены подняли – продажи упали – легальное производство снизилось – население, как сообщается, перешло на суррогаты, а уровень смертности все равно упал. Цены уменьшили – продажи увеличились – объемы производства совершенно легальной водки выросли – через год-два количество смертей подскочило.

Многое становится понятнее, если заменить в тексте слово «водка» на «героин». 

В настоящее время официальные лица фактически говорят:

Население отказывается покупать наши наркотики, потому что они дорогие, а покупает чужие, потому что они дешевые. А мы снизим цену – все будут покупать только у нас.

Да какая разница от чьей водки человек в итоге загнется?! Конечно, для государства выгоднее, чтобы от казенной. Но разговор совершенно не об этом.

Во-первых, представители конечной группы, которые и влияют на статистику – сформировавшиеся алкоголики/наркоманы – делают выбор не между ценой и качеством, а между качеством и количеством – всегда в пользу количества. При таких вводных легальные производители и продавцы никогда не смогут предоставить данной целевой аудитории конкурентный продукт. Фармацевтические компании не конкуренты варщикам дезоморфина, они вообще существуют на разных пластах реальности.

Во-вторых, приоритетная задача государства – не сокращать количество спившихся – их количество сократится по естественным причинам – а сделать так, чтобы эта социальная группа не пополнялась, например за счет молодежи или «культурно выпивающих». Для данной категории граждан, являющихся участниками экономических отношений, цена – один из факторов, которые определяют «выпить или не выпить сегодня». И если цена высокая, то совершенно не факт, что они побегут в аптеку за «боярышником» – этология здорового, неопустившегося человека допускает различные варианты развития событий.

В-третьих, если растут нелегальные продажи, то самое логичное – бороться с нелегальными продавцами и производителями, а не бороться с ними за покупателя.

Утверждать, что цена не влияет на потребление, нельзя – влияет. Но влияет не только цена, а множество факторов. Одной лишь игрой с ценниками проблему не решить – необходимы адекватная стратегия и комплексный, системный, последовательный подход.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4861
19042
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика