Платные дороги в России — самые платные

Платные дороги в России — самые платные

Максим Волков

Платные трассы начали переходить из тестового режима в рабочий. Внезапно выяснилось, что поговорка про дураков и дороги не потеряла своей актуальности.

Когда власти анонсировали запуск концессионных подрядов на строительство платных дорог, обещания были самые радужные: пробки исчезнут, экология улучшится, ДТП уйдут в прошлое, качество жизни возрастёт — в РФ придёт цивилизация, по весьма доступной цене.

Недопонимания между автовладельцами и владельцами дорог начались уже на стадии оглашения тарифной политики — цены за проезд оказались для большинства полной неожиданностью, многих шокировали.

Несмотря на заявления официальных лиц (чиновников «Автодора», например) о том, что плата установлена в рамках соглашений и значительно ниже максимально возможной, тарифы изначально обещали несколько иные.

Руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов заверил:

Проезд от кольцевой дороги до Шереметьева с 1 июля будущего года будет стоить 100 рублей, а проезд по всему участку до Солнечногорска – 300 рублей. Суммы зафиксированы и меняться не будут.

В настоящее время проезд до «Шереметьево» в самое востребованное время (в будние дни с 6:00 и до 10:00 утра и вечером с 16:00 до 22:00) составляет 250 рублей, до Солнечногорска — 500 рублей. Примерно раза в два дороже обещанного. Проехать не в часы пик можно дешевле, но в это время загруженность альтернативных бесплатных дорог не такая высокая, и смысла что-либо платить вообще нет.

На открытии участка трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» в обход Вышнего Волочка министр транспорта Максим Соколов сообщил:

Для легкого транспорта, в частности, на этом участке цена будет определяться в размере 1,20 руб., примерно в четыре раза больше — для грузовых транспортных средств.

В результате проезд днём стоит 240 р. или 3,33 руб./км — почти в 3 раза больше обещанного.

Провести корректное сравнение отечественных тарифов с зарубежными проблематично, но они как минимум сопоставимы. В ЕС — в среднем от 3,8 до 7,57 руб./км для легковых автомобилей. В РФ — от 1,4 руб./км (492-517 км в обход Воронежа) до 13,5 руб./км (обход г. Одинцово).

Официальное объяснение того, что цены за проезд установили европейские при не самых европейских зарплатах, вполне логичное: обычно тарифы привязывают к индексу потребительских цен — резкое падение курса рубля и высокая инфляция сделали своё чёрное дело.

Неофициально в качестве причин можно назвать жадность, непрофессионализм, коррупционную составляющую, как следствие ошибки в прогнозировании, неумение оценить покупательную способность населения, непонимание реальной востребованности и загруженности дорог, высокие издержки при строительстве…

По расчетам Минтранса РФ, средние затраты на 1 км полосы движения составляют: в Германии примерно 123 млн. руб., во Франции — более 100 млн. руб., в Канаде — около 82 млн. руб., в России — 41 млн. рублей. 1 км головных участков М11 и М1 обошёлся от 1,67 млрд рублей до 1,7 млрд р., по расчётам газеты «Ведомости». Возможно, используются слишком разные методики расчета. А возможно, платные федеральные трассы окупились ещё на стадии строительства, и теперь инвестору уже абсолютно всё равно, будет ли по ним кто-нибудь ездить или нет.

С 90-х гг. прошлого века «дорожная политика» в России проводится довольно последовательно. Народ последовательно привязывают к земле — лишают права на свободу передвижения.

Сначала РЖД делали всё возможное, чтобы избавиться от обременительной обязанности по перевозке пассажиров. Основной доход приносят грузовые перевозки, пассажирские — убыточны. Ничего личного, просто бизнес.

На первом этапе это даже подстегнуло развитие автобусных перевозок. По воспоминанию "пионера" автобусного бизнеса:

Деятельность моя была связана с отправкой пассажирских автобусов по междугородним маршрутам. РЖД тогда представляло из себя прекрасную организацию. Поезда ходили, вокзалы стояли, единственное, что мешало достичь желанного совершенства — это пассажиры. […] И РЖД планомерно боролась с этой проблемой. То есть билетов — не достать,но в поездах было пугающе безлюдно.

Теперь взялись за оптимизацию шоссейного трафика. С капиталистической точки зрения, содержать дороги в России крайне невыгодно — огромная протяжённость, суровый климат. При таких предпосылках самое логичное: 1. сделать трассы с более-менее интенсивным трафиком платными и получить прибыль; 2. переложить расходы на содержание менее востребованных дорожных коммуникаций на население. Что планомерно и делается.

Данная ситуация отлично иллюстрирует феномен приватизированного государства. Дороги принадлежат не народу, а узкой группе лиц. Хочешь пользоваться чужой собственностью — плати. Не можешь — сиди дома. Но не забывай платить, так как и дом твой, и ты сам тоже давно приватизированы.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
678
1958
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика