Экономика

Подушка безопасности российской экономики

Подушка безопасности российской экономики

"Мы должны с осторожностью отнестись к инвестированию в ценные бумаги, номинированные в долларах и евро, исходя из той макроэкономической и геополитической ситуации, которая есть сейчас. Нужно соотнести правильно риски инвестирования в эти инструменты с рисками инвестирования в другие инструменты, в том числе в инфраструктурные проекты", - заявил вчера министр Улюкаев.

Еще в ноябре прошлого года было принято решение, что ФНБ станет своеобразной "подушкой безопасности" для экономики России. Среди прочего, Президент сказал, что на большие инфаструктурные проекты потратить можно не более 40%. 

Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

Главными последствиями угроз санкций со стороны Запада стало, в первую очередь, осознание на высшем уровне необходимости пересмотра управленческих решений в сфере экономики. Новая российская экономика должна быть менее уязвима от внешнеполитической конъюнктуры и более самостоятельной от Запада. И в рамках этого курса уже были предприняты первые шаги, высказаны инициативы, в том числе и данная, касающаяся инвестирования средств из ФНБ. С точки зрения стратегического развития российской экономики эта инициатива решает две ключевые задачи: во-первых, это суверенизация российской экономики. Во-вторых, это поддержка отечественной экономики путем увеличения инвестирования внутри страны.

Наконец-то до властных структур стало доходить, что фактором роста экономики в первую очередь выступают инвестиции, которые по итогам двух месяцев составили лишь 95% от уровня прошлого года, то есть неуклонно снижаются.

Инвестиции, а особенно в инфраструктурные проекты, не раскручивают механизм инфляции, а стимулируют экономический рост за счет создания новых рабочих мест, расширения производства. Еще в прошлом году было принято важное решения распечатать средства ФНБ и направить их на строительство и модернизацию авто- и железных дорог. Это решение может переломить ошибочную политику искусственного сдерживания экономики путем консервации денежных средств в резервах, то есть их изъятия из оборота, а это и ведет к падению темпов экономического роста и удержанию инфляции на текущем уровне. Тезис о росте инвестиций в инфраструктуру прописан и в прогнозе социально-экономического развития России до 2030 г. Если это решение на практике будет реализовано можно ожидать заметного улучшения показателей роста. Однако, здесь остается еще одна ловушка – это инвестирование в строительство новых трубопроводов (Улюкаев не уточнял, какую транспортную инфраструктуру он хотел инвестировать), которые, судя по поездкам глав энергетических компаний, по новому проекту энергетической доктрины, будут проложены в сибирском и дальневосточном регионах в направлении восточного соседа, в первую очередь Китая. Именно сейчас сообщается о заключении контракта на долгосрочную поставку газа в Китай, хотя переговоры об этом ведутся давно, окончательно договориться, видимо, удалось в рамках сменяемого внешнеполитического географического вектора. В таком случае, инвестирование будет означать только переориентацию страны с Запада на рынки Востока, то есть проблема суверенизации экономики останется, но только обретет уже восточный окрас.

С геополитического аспекта, подобное предложение выступает ответной санкционной мерой против Запада, которому открыто заявляют о снижении инвестирования с российской стороны. Россия является одним из крупнейших держателей иностранной валюты (долларов и евро). Гипертрофированность золотовалютных резервов, в которых доля золота заметно уступает объемам средств хранимых в иностранной валюте, а также хранение резервных средств в иностранных бумагах, свидетельствуют о том, что страна все это время вместо развития собственной экономики поддерживала западные. Конечно, это решение заметно не ударит по западным экономикам, но предупредительной мерой станет.

С точки зрения расклада политических сил, еще более удивительные перемены произошли в министерстве экономического развития. Традиционный сторонник неолиберальных ценностей, активный участник Гайдаровского форума - А.Улюкаев уже вторую неделю выступает с консервативных позиций, не обслуживая интересы Запада, а ратуя за национальные. Ранее этих взглядов в его ведомстве придерживался А.Клепач, который очень часто расходился в оценках с главой ведомства. Однако уже сейчас Улюкаев поддержал отказ от бюджетного правила, выступил с инициативным предложением использования денежных средств ФНБ как инвестиций, а не консервацией их в иностранных ценных бумагах. Изменения разительные. Теперь его ведомству предстоит противостоять министерству финансов, которое в отличие от МЭР осталось на своих западно-неолиберальных позициях. Уже 24 апреля, когда будут рассмотрены прогнозы развития страны, станет очевидно, какой путь выберет страна – постепенного восстановления собственного суверенитета, защиты национальных интересов, если предложения МЭР возымеют влияние, или же продолжит губительный курс на сохранение существующей зависимости, если ведомство А.Силуанова докажет свою «правоту».

Ожидаемые экспертами перестановки в Правительстве расставят точки в приоритетах развития страны: либо она останется заложницей заблуждений, навязываемых неолибералами, либо она сможет прислушаться к мнению национальных патриотов, ратующих за суверенность и экономическое процветание.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments

Яндекс.Метрика Индекс цитирования.
Рейтинг@Mail.ru