Подушка безопасности российской экономики

Подушка безопасности российской экономики

"Мы должны с осторожностью отнестись к инвестированию в ценные бумаги, номинированные в долларах и евро, исходя из той макроэкономической и геополитической ситуации, которая есть сейчас. Нужно соотнести правильно риски инвестирования в эти инструменты с рисками инвестирования в другие инструменты, в том числе в инфраструктурные проекты", - заявил вчера министр Улюкаев.

Еще в ноябре прошлого года было принято решение, что ФНБ станет своеобразной "подушкой безопасности" для экономики России. Среди прочего, Президент сказал, что на большие инфаструктурные проекты потратить можно не более 40%. 

Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко

Главными последствиями угроз санкций со стороны Запада стало, в первую очередь, осознание на высшем уровне необходимости пересмотра управленческих решений в сфере экономики. Новая российская экономика должна быть менее уязвима от внешнеполитической конъюнктуры и более самостоятельной от Запада. И в рамках этого курса уже были предприняты первые шаги, высказаны инициативы, в том числе и данная, касающаяся инвестирования средств из ФНБ. С точки зрения стратегического развития российской экономики эта инициатива решает две ключевые задачи: во-первых, это суверенизация российской экономики. Во-вторых, это поддержка отечественной экономики путем увеличения инвестирования внутри страны.

Наконец-то до властных структур стало доходить, что фактором роста экономики в первую очередь выступают инвестиции, которые по итогам двух месяцев составили лишь 95% от уровня прошлого года, то есть неуклонно снижаются.

Инвестиции, а особенно в инфраструктурные проекты, не раскручивают механизм инфляции, а стимулируют экономический рост за счет создания новых рабочих мест, расширения производства. Еще в прошлом году было принято важное решения распечатать средства ФНБ и направить их на строительство и модернизацию авто- и железных дорог. Это решение может переломить ошибочную политику искусственного сдерживания экономики путем консервации денежных средств в резервах, то есть их изъятия из оборота, а это и ведет к падению темпов экономического роста и удержанию инфляции на текущем уровне. Тезис о росте инвестиций в инфраструктуру прописан и в прогнозе социально-экономического развития России до 2030 г. Если это решение на практике будет реализовано можно ожидать заметного улучшения показателей роста. Однако, здесь остается еще одна ловушка – это инвестирование в строительство новых трубопроводов (Улюкаев не уточнял, какую транспортную инфраструктуру он хотел инвестировать), которые, судя по поездкам глав энергетических компаний, по новому проекту энергетической доктрины, будут проложены в сибирском и дальневосточном регионах в направлении восточного соседа, в первую очередь Китая. Именно сейчас сообщается о заключении контракта на долгосрочную поставку газа в Китай, хотя переговоры об этом ведутся давно, окончательно договориться, видимо, удалось в рамках сменяемого внешнеполитического географического вектора. В таком случае, инвестирование будет означать только переориентацию страны с Запада на рынки Востока, то есть проблема суверенизации экономики останется, но только обретет уже восточный окрас.

С геополитического аспекта, подобное предложение выступает ответной санкционной мерой против Запада, которому открыто заявляют о снижении инвестирования с российской стороны. Россия является одним из крупнейших держателей иностранной валюты (долларов и евро). Гипертрофированность золотовалютных резервов, в которых доля золота заметно уступает объемам средств хранимых в иностранной валюте, а также хранение резервных средств в иностранных бумагах, свидетельствуют о том, что страна все это время вместо развития собственной экономики поддерживала западные. Конечно, это решение заметно не ударит по западным экономикам, но предупредительной мерой станет.

С точки зрения расклада политических сил, еще более удивительные перемены произошли в министерстве экономического развития. Традиционный сторонник неолиберальных ценностей, активный участник Гайдаровского форума - А.Улюкаев уже вторую неделю выступает с консервативных позиций, не обслуживая интересы Запада, а ратуя за национальные. Ранее этих взглядов в его ведомстве придерживался А.Клепач, который очень часто расходился в оценках с главой ведомства. Однако уже сейчас Улюкаев поддержал отказ от бюджетного правила, выступил с инициативным предложением использования денежных средств ФНБ как инвестиций, а не консервацией их в иностранных ценных бумагах. Изменения разительные. Теперь его ведомству предстоит противостоять министерству финансов, которое в отличие от МЭР осталось на своих западно-неолиберальных позициях. Уже 24 апреля, когда будут рассмотрены прогнозы развития страны, станет очевидно, какой путь выберет страна – постепенного восстановления собственного суверенитета, защиты национальных интересов, если предложения МЭР возымеют влияние, или же продолжит губительный курс на сохранение существующей зависимости, если ведомство А.Силуанова докажет свою «правоту».

Ожидаемые экспертами перестановки в Правительстве расставят точки в приоритетах развития страны: либо она останется заложницей заблуждений, навязываемых неолибералами, либо она сможет прислушаться к мнению национальных патриотов, ратующих за суверенность и экономическое процветание.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
231
515
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика