Праздник потребления продолжается

Праздник потребления продолжается

Максим Волков — аналитик, публицист

11 ноября в Китае празднуют День холостяка и проводят массовые распродажи. Россияне принимают в них активное участие. Этот год не стал исключением.

По данным Яндекса, всё больше российских интернет-пользователей совершают покупки в китайских сетевых магазинах. Если в 2013 г. таких покупателей было в среднем по России 25% от всех пользователей, то в 2014 г. уже 39%. Чем меньше город, тем показатель выше: для городов с населением более 800 тыс. 35%, от 500 тыс. до 800 тыс. 41%, от 100 тыс. до 500 тыс. 44%. Другими словами, это тенденция не столичная, а именно общероссийская.

В основном россияне покупают в Китае одежду и обувь (22% всех заказов), товары для детей (11%), мобильные телефоны и планшеты (10%), электронику (9%), товары для дома (9%). Эти же категории показывают наилучшую динамику.

Основным мотивом покупки товаров в КНР 71% опрошенных назвали цены, которые значительно ниже, чем в России.

Итак, как повели себя обычные россияне, с более чем скоромными доходами, во время массовой распродажи в кризис?

11 ноября российские интернет-пользователи сделали в 3,6 раза больше покупок по сравнению с прошлогодним Днём холостяка. По данным сервиса «Яндекс.Деньги», который обслуживает более 40 крупнейших китайских площадок, средняя сумма заказа была на 25% меньше (645 рублей), чем в 2014 г. Но на одного покупателя пришлось больше заказов, чем годом ранее, поэтому общие расходы на человека не сократились. По оценке представителей Яндекса, большинство покупок были спонтанными.

Другими словами, миллионы россиян в условиях падения реальных доходов и уровня жизни, испытывая нехватку средств на товары первой необходимости, накупили всякого малополезного копеечного хлама только потому, что им предоставили такую возможность.

Показательно, согласно опросам интернет-пользователей, 60% (в среднем по России) хотя бы раз в жизни брали целевой кредит на покупку товаров. Для малых городов показатель равняется 64%.

Большинство людей берут кредиты на покупку мобильных телефонов и планшетов (11%), на компьютеры и ноутбуки (10%), на бытовую технику (9%), на электронику (9%), то есть на потребительские товары, которые сложно назвать предметами первой необходимости.

Миллионы россиян готовы недоедать, но не готовы отказаться от нового мобильного телефона.

Так ли уж сильно российский народ отличается от российской элиты с её болезненно гипертрофированной тягой к статусному сверхпотреблению?

По уровню доходов, разумеется, отличается. В РФ коэффициент социального расслоения один из самых высоких в мире.


Коэффициент Джини по странам, данные Всемирного банка, 2014 год.

А по менталитету, похоже, различия между власть имущими и малоимущими незначительные. Просто одни имеют доступ к кормушке, а другие вынужденны довольствоваться случайными крошками.

При таких предпосылках меры по ликвидации социальной несправедливости, конечно, нужны, однако явно недостаточны. В лучшем случае национальное богатство будет проедать не сотня олигархов, а несколько миллионов граждан. Но не менее жадно и со схожими для страны результатами.

Необходимо системное и последовательное изменение идейно-духовного состояния общества.

Подробнее о таком теоретическом концепте можно прочитать в работе Центра научной политической мысли и идеологии «Нравственное государство. От теории к проекту».


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5756
17731
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика