Россия vs Великобритания: англичанка опять...

Россия vs Великобритания: англичанка опять...

Артём Конопелько — аналитик, публицист

Лондон опроверг заявления СМИ о разрешении сбивать самолеты РФ. Недоразумение разрешилось. Но осадок остался. Не в первый раз.


НЕСЛУЧАЙНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ

В российской прессе источником газетной «утки» указан британский таблоид Daily Star (RAF Tornados armed and dangerous: Tensions between Russia and UK escalate) — издание достаточно «жёлтое», чтобы объяснить публикацию столь громких и, как выяснилось, недостоверных заявлений обычной погоней за сенсациями.

Однако параллельно эту же информацию опубликовала и Sunday Times (RAF ready to shoot down Russian aircraft over Syria) — старейшая и уважаемая британская газета с еженедельным тиражом в 1,3 млн. Предположить, что издание, которое работает с 1821 года и заслуженно гордится своими журналистскими расследованиями, распространила непроверенную информацию — невозможно. Если статья вышла, значит: 1. Высокопоставленный источник в Министерстве обороны Соединенного Королевства действительно сделал подобное заявление; 2. Разрешение на публикацию получено на самом высоком уровне.

Таким образом, ситуация создана искусственно — осознано взят курс на обострение отношений. Вполне ожидаемо для тех, кто следит за британской прессой последние два года.


АНГЛИЧАНЕ ОБОСТРЯЮТ

До осени 2014 британские СМИ осуждали преимущественно действия российских властей, но воздерживались от прямой критики русской культуры, народа.

С осени риторика изменилась – от очернения российских элит перешли к прямой дискредитации образа России как авторитарной страны с диким, агрессивным, невежественным населением.

Делается это не на прямую, а опосредованно, по принципу переноса. Если систематизировать и обобщить фактологию, то можно выделить следующие приемы информационной войны:

  • Тиражирование высказываний западной элиты о том, что с русскими невозможно вести бизнес, так как они не держат слово, пытаются обмануть партнеров, используют бандитские методы (президент нефтяной корпорации BP в 1995–2007 годах лорд Джон Браун о Потанине и Фридмане);

  • Пристальное освещение резонансных уголовных дел, из которых следует, что торговля оружием, наркотиками, финансовые махинации и даже поддержка терроризма распространены в России и одобрены на самом высоком уровне (Виктор Бут, осужденный в 2012 в США за торговлю оружием и поддержку терроризма);

  • Массовые упоминания в СМИ в негативном контексте русской финансовой и политической элиты, которая представлена диктаторами, коррупционерами, преступниками;

  • Дискредитация русских в массовой медийной культуре. Например, телевизионный британский проект «Знакомьтесь, русские», в котором российские олигархи представлены вульгарными нуворишами;

  • Публикация разоблачительных интервью самих российских олигархов, которые добровольно делятся компроматом на своих коллег, тем самым делегитимизируя не только конкретные персоны, но и всю российскую бизнес-элиту.

Создаются образы злодеев, но злодеев влиятельных и опасных. Этим отчасти и объясняется стремление западных аналитиков и журналистов назначить Вл. Путина «лицом года» и самым влиятельным политиком в мире.

Вообще, Владимиру Путину отведена особая роль в стратегии информационной войны.


ГОВОРИМ ПУТИН, ПОДРАЗУМЕВАЕМ — РОССИЯ

Согласно данным Google Trends, динамика интереса англоязычной аудитории к России коррелирует с интересом к президенту РФ Владимиру Путину (коэффициент корреляции 0,5):


Взаимосвязь видна невооружённым глазом и свидетельствует:

  1. Россия и Путин упоминаются западными СМИ в едином контексте;

  2. Образ страны и её лидера в представлении англоязычной аудитории неразрывно связаны;

  3. Сформированные представления о лидере неизбежно переносятся на русских вообще.

Существование подобной триады в сознании обывателя («лидер-страна-народ») сильно облегчает психологическую обработку целевой аудитории. Достаточно сформировать общественное мнение о лидере и его ближайшем окружении (элите) как о людях серьёзных, влиятельных, но преступных, жестоких, кровожадных, безответственных, вульгарных, непредсказуемых — крайне опасных — это мнение распространяется и на Россию и русских.


ИНФОРМАЦИОННАЯ ИГРА В ПОДДАВКИ

Воинственная риторика российских официальных лиц, наглядная демонстрация военного потенциала, осознанный курс на обострение и негласная поддержка любых провокаций отлично работает на образ «мирового злодея», столь тщательно формируемого британской пропагандой.

Вообще, создается впечатление, что британские и российские власти на информационном поле ведут командную игру.

Возможные причины вполне понятны.

В Великобритании суммарный рейтинг консерваторов и лейбористов с 1945 года не опускался ниже 70%. Согласно последнему исследованию фонда Ашкрофта, теперь старейшим партиям доверяют около 59% британцев, и их число с каждым годом все меньше и меньше:


Британскому правительству, чтобы вернуть доверие населения, необходим новый международный злодей. Мигранты и исламисты на эту роль не подходят: англичане сумели пересидеть на своем острове Гитлера — кочевники на верблюдах не кажутся слишком реальной угрозой.

А вот злонамеренная ядерная держава с высокоточным оружием, способным уничтожать города на дистанции 2600 км, — более чем.


Подобные картинки, возбуждающие гордость в сердце каждого российского патриота, у англичан порождают совершенно иные чувства. Например, острое желание сплотиться, встать на защиту трона и поменьше выражать недовольство существующей властью.

Кроме того, если российская пропаганда не делает разницы между ИГИЛ и «умеренной исламской оппозицией», то британская страдает той же неразборчивостью по отношению к ИГИЛ и Асаду.

Иллюстрация, невероятно популярная у британских таблоидов:


Тщательно прорисованная угроза исламского терроризма не снимается с повестки дня, наоборот, благодаря России обретает дополнительные смысловые оттенки и остроту.

Зачем российской элите подыгрывать геополитическому противнику в информационной войне, тоже понятно. Достаточно посмотреть на рейтинг Президента, который при общем снижении уровня жизни в стране продолжает ставить новые рекорды. 


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4200
14527
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика