Рынок грузовиков как зеркало российской экономики

Рынок грузовиков как зеркало российской экономики

Артём Конопелько — аналитик, публицист

Разные отрасли по-разному реагируют на кризисные явления в экономике. Производство тяжёлых грузовиков относится к одним из самых чутких.


ПРОИЗВОДСТВО ГРУЗОВИКОВ ПАДАЕТ с 2012

Рынок грузовых автомобилей критически зависим от крупных проектов, больших строек, уверенности инвесторов в завтрашнем дне — во всем том, чего катастрофически не хватает в кризисные годы. В настоящее время в России производство и продажи грузовиков рухнули — не новость, но падение началось задолго до политического кризиса и санкций.

До провала образца 2009 года еще далеко. Но, во-первых, кризис 2008 года был кратковременен — после спада сразу же последовал рост. Сейчас явление носит затяжной характер, гораздо более опасный, так как грозит перерасти в хроническое заболевание. Производство начало постепенно снижаться уже в 2012 году, то есть санкции и финансовый неурядицы лишь ускорили дегенеративные процессы, не являясь истинной их причиной.


Во-вторых, 2015 год показал, что до нового антирекорда не так далеко, по данным ПАО «КАМАЗ», в 1-м полугодии совокупный объём российского рынка тяжелых грузовых автомобилей составил 14 тыс. шт. — на 62,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.


ВРЕМЯ МОНОПОЛИСТОВ

Кризисные явления по-разному сказались на производителях. Например, тот же КамАЗ — отечественный лидер отрасли — за 6 месяцев 2015 г. реализовал в РФ всего лишь 7697 грузовиков, что на 52,7% меньше, чем в 1-м полугодии 2014 г. Но доля компании выросла: как в сегменте среднетоннажных грузовиков — с 8,5% до 12,7%, так и в основном выпускаемом классе тяжелых грузовых автомобилей — с 43,4% до 54,3%.

Еще один российский производитель ОАО «АЗ «УРАЛ» в 1-м полугодии 2015 г. показал рекордные успехи в захвате отечественного рынка — доля продаж тяжёлых грузовиков увеличилась с 7,8% до 16,8%.


Очевидные причины успеха этих двух компаний:

  • В условиях кризиса крупные производители имеют больший запас прочности и большие шансы на выживание, чем их более слабые конкуренты;

  • Доля грузовиков иностранного производства падает уже четыре года (с 48% в 2012 до 25% в 2015), санкции обрушили импорт и освободили внутренние рынки для отечественных производителей.

Эти факторы имеют место, однако применительно к российским реалиям следует также учитывать и государственную поддержку государственных и полугосударственных корпораций.

КамАЗу помогают держаться на плаву крупные государственные программы, заказы государственных и полугосударственных корпораций и нефтегазового сектора. Кроме того, согласно отчетности КамАЗа за 2 квартал, компания получила помощь в виде кредитов от Минфина РФ — на 6,2 млрд рублей сроком займа на 29 лет и Сбербанка РФ — 5 млрд р. в сумме.

Автомобильный завод «Урал» имеет довольно сложную структуру собственности (входит в «Группу ГАЗ» — холдинг, консолидированный вокруг ОАО «ГАЗ», 61% акций которого принадлежат ОАО «Русские машины», владелец ГК «Базовый элемент», принадлежащий Олегу Дерипаски) — информация о его деятельности менее доступна. Но, согласно данным из открытых источников, 5 февраля 2015 года «Группа ГАЗ» включена в составе холдинга «Русские Машины» в список системообразующих предприятий, утвержденный Правительством РФ. Основные оптовые покупатели тяжелой техники — крупнейшие предприятия нефтегазовой отрасли МВД, армия, МЧС.


ВРЕМЯ МИЛИТАРИСТОВ

Структура производства грузовиков повторяет структуру российской экономики: нефтегазовый сектор и государственные корпорации — в приоритете.

При изучении открытой информации о крупных проектах двух компаний бросается в глаза ещё одна особенность — рост военных заказов. Назвать точные объёмы сложно, но, судя по частотности упоминаний в открытых источниках, их доля велика и сильно выросла в последние годы. Проекты беспилотных автомобилей, броневиков, специализированных платформ, обновление уже существующего автопарка силовиков — всё это косвенно свидетельствует не только о монополизации российской экономике, но и о начале милитаризации.

Это не российское изобретение, еще американцы подсчитали, что одно новое рабочее место в ВПК трудоустраивает 8-10 гражданских. В краткосрочной перспективе подобные меры дают крайне благотворный эффект. К сожалению, лишь в краткосрочной.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1934
5842
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика