Супчик жиденький, зато питательный

Супчик жиденький, зато питательный

Максим Волков

2015 год закончился. Не известно, стали ли мы более лучше одеваться. Но структура потребления основных товаров точно изменилась. Посмотрим, как именно.

Динамика индекса физического объёма оборота розничной торговли (показатель, характеризующий изменение объема товарной массы в текущем периоде по сравнению с базисным, определяется путем сопоставления величины оборота в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах) имеет следующий вид:


В 2014 году был незначительный рост: население (особенно в центральных регионах России) активно скупало телевизоры, стиральные машины, аудиоаппаратуру, компьютеры, холодильники, на волне долларовой паники выросли даже продажи мотоциклов и автомобилей.

В 2015 году рубль стабильно обесценивается, но денег у населения уже нет — никакого ажиотажа не наблюдается. Спрос упал ниже показателей 2009 года. Между тем, кризис 2008-2009 гг. не был затяжным, в отличие от нынешнего, дна которого уже достигли (по заверениям правительства), но скорого всплытия пока никто не обещает.

Согласно социологическим исследованиям (например «Левада-центра»), всё больше граждан стали экономить на еде, переходить на более дешёвые продукты. 40% заявляют, что тратят на еду половину бюджета. К слову, согласно методике Организации экономического сотрудничества и развития, это называется бедностью.

Очень наглядный пример — Сахалин. Рубль просел, цены на мясо из Китая выросли. В Приморье — на 26%. А на Сахалине, после доставки продуктов из края на остров, — на 60% по некоторым позициям. Сахалинцы массово перешли с любимых окорочков на макароны и картошку, которые подорожали не так сильно.

Кроме изменения структуры потребления в связи с ростом инфляции и снижением покупательской способности в некоторых регионах явственно видна ещё одна тенденция: народ готовится к худшему и делает запасы, как на случай войны.

Например, в Белгородской области наблюдались резкие скачки продаж тушёнки, рыбных консервов и чая (изменения индекса физического объёма розничной продажи достигали +30%), а на форумах всё чаще стали появляться подобные сообщения:

Через Белгород прошло больше всего беженцев из Донбасса... Мои родные насмотрелись на это и помешались на подготовке к жизни в трудных условиях. «Нельзя расслабляться и привыкать к хорошему, мало ли, что в жизни может случиться!» Я рада, что отчим научился мастерить мебель, а мама — вязать. Но остальное в этой программе сущий абсурд… Еда на столе вся нищенская, ничего вкусней сосисок, даже к бананам и шоколаду «нельзя привыкать»…

Интересно, как отреагировала на метаморфозы народных предпочтений, которые уже невозможно не замечать, официальная пропаганда.

Вот шедевральная цитата (уровня Марии-Антуанетты, не ниже) с проправительственного общественно-политического журнала PolitRussia, из статьи «Россияне беднеют себе на здоровье»:

Но тут есть и позитивные моменты. Во-первых, если россияне экономят на еде, значит внимательнее и взвешеннее принимают решение о покупке того или иного товара. Начинают выбирать, взять им колбасу или творог. А значит, вредную и дорогую еду покупают меньше… Кому нужны ломящиеся столы с майонезными салатами и жирной колбасой? Точно не вашим сосудам. Стране нужны здоровые люди без холестериновых бляшек.

Супчик жиденький, но питательный — будешь худенький, но старательный. Жить будем плохо, зато не долго. C’est charmant!


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1865
9682
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика