Зачем нужен ЕГЭ

Зачем нужен ЕГЭ

Последнее время только ленивый не критикует ЕГЭ. Однако со своими целями, реальными, а не декларируемыми, Единый государственный экзамен отлично справляется.

Долгое время считалось, советское образование самое лучшее в мире и остальные нам завидуют. Не лишено некоторых оснований, учитывая, что в основу советской образовательной программы легла значительно обкусанная, адаптированная под крестьян и рабочих программа гимназическая, изначально рассчитанная для подготовки профессиональных управленцев и прочей элиты. В остальном цивилизованном мире подобный курс проходили менее 10% населения – за очень большие деньги.

В Советской России не ты искал хорошее образование, используя связи и родительский капитал, а образование в обязательно порядке находило тебя. Зачем большевикам понадобились такие бесчеловечные эксперименты над населением, которое в массе своей сложно заподозрить в тяге к знаниям? Мечтали вырастить из каждой кухарки по вождю, пытались повысить конкурентоспособность СССР на международной арене, ускорить модернизацию, создать из крестьянства пролетариат, воплощали в жизнь коммунистические догмы о человеке будущего – вопрос открытый.

Так или иначе, долгое время учеников в России учили не только обязательному минимуму: свечей не есть и стеклом не умываться, но и давали знания бесполезные, излишние, зачастую опасные для государства и общества. Сама суть школьного образования была искажена. Ведь школа – не только и не столько элемент образовательной системы, но, прежде всего, часть репрессивного аппарата, призванная обкорнать мозги школьника, научить воспринимать реальность, как принято в социуме, привить ему категории долга, ответственности и собственной никчемности. Он бы и сам дошел до этих простых открытий, но десятилетнее заключение в четырех стенах вместе с враждебно настроенными сверстниками и специально обученными учителями процесс интеграции значительно ускоряет.

Таким образом, школьное образование в России долгое время было избыточным и неэффективным, нуждалось в обязательном реформировании, которое неизбежно случилось.

Основными причинами введения Единого государственного экзамена называли коррупцию и блат при поступлении в ВУЗы, дескать, ЕГЭ обеспечит равенство возможностей. Разумеется, в стране, где «коррупция и оргпреступность такие же несущие конструкции социального порядка, как школа, полиция и мораль» (© Владислав Юрьевич Сурков, Помощник президента Российской Федерации) никакого равенства возможностей быть не может, впрочем, как и нет его во всем мире.

По данным опроса Левада-Центра от мая 2014, 38% россиян считают: с введением ЕГЭ количество взяток и блата осталось прежним; 25% уверены: коррупции стало еще больше; и только 15% говорят об уменьшении:


При этом доли тех, кто «За!» ЕГЭ и тех, кто «Против!», примерно одинаковы – 43% и 38%:


По мнению общества, Единый государственный экзамен никакого равенства не обеспечивает, но почти половину этого общества ЕГЭ устраивает. В чем причина? Причина в том, что никому никакое равенство не нужно. Нужно конкурентное преимущество конкретно для своего отпрыска. И большинство уже приспособились, не в последнюю очередь благодаря той самой коррупции и блату, которые на словах все так порицают.

Собственно, реальных задач у ЕГЭ две: 1. Оптимизировать систему образования, то есть перестать тратить время и силы, чтобы вдолбить большинству знания и навыки, которые им в жизни никогда не пригодятся; 2. Повысить управляемость общества с помощью принципа, сформулированного еще древними китайцами: «премудрый человек, управляя людьми, опустошает их головы и наполняет их животы… всегда делает так, что у людей нет ни знаний, ни желаний, а знающие не осмеливаются что-либо предпринять».

По первому пункту наблюдаются удивительные достижения. Если до 2012 года соотношение учителей, учеников и школ «гуляло», сигнализируя о некотором разброде и шатании в образовательной политике, то сейчас показатели прирастают удивительно синхронно, свидетельствуя о первых шагах к оптимизации:


Насколько повысилась управляемость граждан – сложно сказать. Но, судя по рейтингу Президента, лояльность к власти определенно выросла.

Резюмируя: скоро молодым учителям не нужно будет мучительно придумывать ответ на вопрос «А зачем мне Ваша математика/биология/физика/(нужное вписать)?» и врать что-то невразумительное и малоправдоподобное, краснея по неопытности. Вопросов с каждым годом ожидается все меньше и меньше.

Артём Конопелько


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
550
21714
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика