Законопроект: бюджетникам ограничат доступ к импортным продуктам

Законопроект: бюджетникам ограничат доступ к импортным продуктам

Максим Волков — аналитик, публицист

Минсельхоз может запретить госструктурам закупать импортные продукты. При всей привлекательности этой инициативы есть сомнения в заявленной эффективности.

Министерство сельского хозяйства РФ разработало проект правительственного постановления, согласно которому при государственных закупках приоритет получают российские продукты. Предложения импортных поставщиков автоматически отклоняются, если в тендере участвуют производители из России и других стран Евразийского экономического союза.

В настоящее время в перечень продовольствия, попадающего по действие нового постановления, входят 23 наименования: мясо, рыба, молоко, сыры, рис, соль, сахар… По данным Росстата РФ, государственные пищевые закупки потребляют около 32 млн человек — в детских садах, школах, больницах, вузах, армии, МЧС и так далее. Ожидается, если проект примут, то отечественные производители получат новый рынок, по ёмкости сравнимый со средней европейской страной, и государственные деньги на развитие российского сельского хозяйства.

Однако у этой инициативы есть свои подводные камни.

Во-первых, по данным Центра размещения госзакупок, доля отечественных продуктов питания в государственных учреждениях уже составляет около 60% — несколько десятков миллиардов рублей в год. Точнее сказать сложно из-за крайне запутанной структуры предоставляемой информации и невозможности корректного подсчёта. Однако имеющиеся данные свидетельствуют, что новое постановление может не оказать благотворный эффект в заявленном объёме.

Во-вторых, судя по схожим проектам, получившим всестороннюю экспертную оценку (например, проект Минпромторга по ограничению закупок иностранных лекарственных препаратов), есть существенные риски увеличения цены, ухудшения качества и нарушения сроков поставки. К сожалению, традиционно у отечественных производителей технологические и логистические процессы налажены хуже, чем у зарубежных коллег.

В-третьих, страну происхождения продуктов планируют подтверждать документами, которые выдаются в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Однако, как показывает опыт двух последних лет, эти документы не могут служить препятствием для поставок товаров из третьих стран.

Например, после введения продовольственного эмбарго доля импорта продуктов из ЕС и Норвегии упала с 31% (август 2013 г. — июль 2014 г.) до 3% (сентябрь 2014 г. — август 2015 г.). Одновременно объёмы поставок продовольствия из Белоруссии возросли с 13% до 20% (см. Рис. 1).


Рис. 1. Географическое распределение импорта группы товаров, попавшей под продовольственное эмбарго. Сравнение двух периодов: август 2013 г. — июль 2014 г. и сентябрь 2014 г. — август 2015 г. Данные РАНХиГС.

Увеличить производство сельскохозяйственной продукции за столь короткий срок невозможно физически, скорее всего, под видом белорусских товаров на российский рынок поступают европейские. Косвенно данное предположение подтверждает динамика казахстанского продовольственного импорта: Казахстан получил схожие возможности, однако, находясь в стороне от пищевого «евротрафика», пока не смог увеличить производство и поставки.

В-четвертых, чиновники, действительно, могут быть заинтересованны в том, чтобы иметь дело только с отечественными производителями. Но зачастую интерес объясняется не желанием поддержать отрасли народного хозяйства, а коррупционной составляющей — административный ресурс и схожесть менталитетов позволяют быстрее наладить теневые схемы.

В-пятых, вопреки громким заявлениям официальных лиц о поддержке малого и среднего бизнеса рынок сельскохозяйственной продукции давно принадлежит корпорациям. По данным Росстата РФ от 2013 года, в собственности компаний находилось около 420 млн га, фермеры использовали только 24 млн га — в 18 раз меньше. К сожалению, в открытом доступе (в Единой межведомственной информационно-статистической системе) отсутствует более свежая статистика, но косвенная информация свидетельствует: за два года этот разрыв существенно увеличился.

Новое постановление о государственных закупках может дать дополнительные преимущества сельскохозяйственным монополиям, доходы которых в той или иной форме поступают крупным федеральным и региональным чиновникам, и наконец добить менее сильных конкурентов.

Резюмируя, заявления о поддержке отечественного производителя всё еще крайне благосклонно воспринимаются широкой общественностью. Однако в современных российских реалиях подобные заявления имеют либо ярко выраженный популистский характер, либо служат номенклатурно-клановым интересам, далёким от народных и государственных.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2549
74756
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика