Издание учебника «История России. Учебник для учителя»

Меня зовут Сулакшин Степан Степанович, я генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии (Центра Сулакшина), доктор физико-математических, доктор политических наук, профессор. 


От лица научного коллектива Центра я хочу познакомить вас с одной из наших основных работ – новым учебником истории, адресованным учителю, и попросить поддержать его широкий выход в свет.

Название проекта:

Издание учебника «История России. Учебник для учителя»

Описание проекта:

Наш Центр разработал уникальный учебник истории, адресованный учителям. Мы считаем его новой вехой в преподавании российской истории, поистине нужным России и хотим донести до широкого круга заинтересованных людей, в первую очередь, до сообщества учителей.

Мы убеждены, что необходимо формирование нового поколения учебников, восстанавливающих, с одной стороны, процессное понимание истории, и, с другой, ее ценностное содержание.

Предложение в учебнике ценностной платформы может вызвать определенные возражения. Возможно ли  распространять ценности, а значит, и идеологию на науку и образовательный материал? Но в действительности никакого противоречия здесь нет. Научное познание всегда, с самого первого шага начинается с ценностно-мировоззренческого выбора познающего субъекта. В настоящей науке любая оценка, без исключения, основана на выбранном критерии.

Если наука касается человека и общества, их развития, то без ценностного критерия обойтись невозможно. Его замалчивание может означать только одно: лукавство, под прикрытием которого все равно проводятся вполне определенные ценности и интересы. Если изначально ставить целью общественный интерес, то ценностный критерий в оценке истории необходимо устанавливать в самом начале, прозрачно, системно и целенаправленно.

В чем состоит ценностный выбор нашего учебника? Это прежде всего само существование страны — России, Родины учителя и учеников. Это главная и исходная ценность.

Уникальность нашего учебника в том, что он принципиально отличается от традиционного типа учебной литературы. Он не предусматривает того, чтобы учитель вел строго по нему занятия с учениками. Этот учебник является, прежде всего, инструментом, позволяющим педагогу решать с его помощью возникающие в процессе преподавательской деятельности и подготовки к уроку сложные проблемы.

Мы отказались в этой связи от повторов того, что и так хорошо известно каждому из учителей истории, а пытались сконцентрировать внимание на новых перспективных подходах, методиках и интерпретациях. Посредством представленных в учебнике проблемных вопросов учащиеся под руководством учителя выявляют ключевые противоречия соответствующих исторических периодов. Установление противоречий дает понимание природы исторических конфликтов как попыток их разрешения. Проблемные вопросы дают, вместе с тем, возможность для проявления креативных способностей учащихся, вырабатывают навыки вынесения самостоятельных суждений.

Авторы учебника нацелены на возвращение в российскую историческую науку и педагогику истинных традиций русской школы.

Цель проекта:

У нас есть принципиальная позиция:  торговля своими трудами для нас неприемлема. Нами движет желание поделиться со своей страной, властью и обществом серьезными наработками. Поэтому данный проект – некоммерческий. Мы хотим, чтобы как можно больше учителей воспитали с помощью этого учебника истории как можно больше настоящих граждан нашей страны. Учебник будет распространяться в основном путём почтовой рассылки, основные адресаты – школы и библиотеки. Он будет состоять из нескольких томов (ориентировочно из четырёх, макет учебника в настоящее время не свёрстан), мы планируем издать 1000 экземпляров (комплектов), для этого нам необходимо собрать 880 тыс. рублей. По нашему убеждению, этот учебник необходим стране и мы надеемся, что само наше общество проявит участие в его издании.

Текст учебника полностью готов и находится в свободном доступе на сайте  Центра научной политической мысли и идеологии. 


Рецензии на учебник:

Ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, д.и.н. Телицын В.Л.

« …Общий методологический подход, презентуемый авторами учебника как целеположенный, уже получил благоприятные отклики в научном сообществе. Главная новация учебника – это четко выстроенная ценностная платформа, в центре которой стоит Россия и люди, её населяющие. Особо хочу обратить внимание на разделы статистических материалов и мифологем, которые не только оживляют материал, но и заставляют по иному взглянуть на ключевые точки российской истории. Мировой контекст в хронологии – несомненная находка авторского коллектива….»

Председатель правления Рязанского исторического общества,  заведующий научно-образовательным центром историко-гуманитарных и социально-экономических исследований Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, заведующий кафедрой философии и истории Рязанского государственного медицинского университета им. И.П.Павлова, д.и.н. , профессор П.В. Акульшин

«….В тексте обобщено огромное количество фактов, событий и явлений, что делает книгу энциклопедически насыщенной. Значительная часть фактического материала собрана в хорошо организованные таблицы. Таблицы дополнены «Хронографом» -хронологическими таблицами. Такой подход позволил авторам сосредоточиться на анализе причинно-следственных связей в развитии исторического процесса: в каждой главе это сделано в разделах «причины», «последствия» и «модель государственности».

В целом надо отдать должное высокому профессионализму и гражданственности авторского коллектива, который подготовил учебник сочетающий лучшие научные и педагогические традиции с новаторскими подходами отвечающими требованиям современности.»

Доцент  кафедры гуманитарных и социальных дисциплин  Финансово-технологической академии, к.и.н. Новичков А.В.

«…Едва ли не ключевой проблемой школьного исторического образования в современной России является его мировоззренческая бесцельность. Ни в одном из существующих учебников мы не найдем внятного ответа на вопрос о том, ради чего и на каких ценностях должно быть поставлено изучение школьниками отечественной истории? Точно также, нет этих ответов на страницах многочисленных методических пособий для учителей. Преподавание истории, следовательно, предстает процессом «из ниоткуда в никуда»…

В отличии от других учебных пособий, раскрывающих вопросы истории лишь во временном аспекте, данный труд акцентирует внимание на процессном понимании истории, вскрывает причинно-следственные связи, а также раскрывает ценностное содержание событий и решений…..»



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3862
12757
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика