«Как лестница крута к чужому дому…»

«Как лестница крута к чужому дому…»

Автор Татьяна Владимировна Воеводина — предприниматель, публицист и блогер.

Сегодня в шесть утра умер Колька — гражданин братской Украины, соискатель российского гражданства, которое так и не успел получить, хотя живёт в нашем посёлке уж лет десять. Всё что-то оформлял, оформлял, ездил в какой-то громадный Центр на другой стороне Москвы, где регистрируются мигранты, да так и не сумел получить «самую окончательную бумажку». «Скорая» приехала минут через двадцать после вызова, у нас в районе вообще неплохо работает «скорая», но — не успела: сердце. Было ему слегка за сорок.

Колька — квалифицированный рабочий, но за всю жизнь ни разу не имел стабильной длительной работы: заводы когда-то промышленного Запорожья, откуда он родом, закрывались, покупались невесть какими богатеями и тоже закрывались: самостийная Украина входила в мир цивилизации и европейских ценностей, а в этом мире украинская промышленность не трэба.

Теперь Украина, похоже, европеизируется до нитки. Оно и понятно: когда она полностью и безоговорочно откроется Европе, её металлургия, химия, авиация и сельское хозяйство — немедленно сгинет. Нет, его никто не будет бомбить и взрывать — фи, какое варварство, прошлый век! — оно просто не выдержит конкуренции и уступит место сильнейшему. Эффективнейшему.

Колькина мать (между прочим, инженер-проектировщик в прошлой жизни) живёт в России в няньках, ну и Колька был при ней. С работой как-то не складывалось: то мыл электрички, то кому-то помогал по саду, то мастерил что-то, то собак выгуливал: он добрый, зверьё его любило. Семьи у него никогда не было: какая семья, когда ни работы, ни зарплаты? Была в последнее время сожительница, к которой он сильно привязался. А она возьми да и умри в одночасье. Колька переживал сильно, отчего стал пить пуще прежнего.

Как-то, возвратясь из Запорожья, он рассказал: в его классе было 18 мальчишек, в живых осталось четверо. (Теперь трое). В сорок с небольшим лет. Это же чисто военные потери! Вот такова цена прогресса и вхождения в семью европейских народов. Честное слово, лучше б мы оставались азиатами и дикарями.

Много таких колек, очень много, изо всех братских республик бывшего СССР.

Как-то вечером мы с дочкой прогуливали собаку и встретили сравнительно молодую женщину, которая заблудилась и не могла попасть на шоссе. Мы довели её до дороги, и она нам рассказала свою историю. Она — молдаванка, приехала в наш посёлок поискать работы няньки, домработницы, всё равно кого, но место, которое ей кто-то указал, оказалось уже занятым. По профессии она — учительница, но вот ищет хоть какую-то работу здесь. Живёт на птичьих правах с такими же горемыками в одной комнате, которую придётся скоро освобождать. Устроиться на работу нужно как можно скорее, т.к. дома ждёт семья, где она — кормилец.

Дочка, помню, была впечатлена: как тяжело, оказывается, жить не в своём доме, даже не в своей стране. Эмиграция — это всегда несчастье, как бы ни хорохорились горемыки. Особенно тяжела трудовая эмиграция — эмиграция из бедной страны в богатую, когда непременно понижается статус, социальный уровень, ты попадаешь в окружение таких же горемык, как ты сам. И вырваться из этого круга — ох как нелегко.

Мне памятен старинный перевод из Данте на эту тему:

«Ты будешь к хлебу привыкать чужому,/Узнаешь ты, как горек он и солон,/ Как лестница крута к чужому дому».

Я не нашла, кому принадлежит этот заблудившийся в моей голове текст. Лозинский, классик перевода, получивший за него Сталинскую премию, перевёл гораздо хуже: «Ты будешь знать, как горестен устам / Чужой ломоть, как трудно на чужбине / Сходить и восходить по ступеням». (Оригинал на всякий случай для тех, кто может оценить: Tu proverai sì come sa di saleLo pane altruì, e com' è duro calle Lo scendere e 'l salir per l' altrui scale). Впрочем, отставим филологические изыски.

В Прибалтике нормальный жизненный путь молодого человека — эмиграция. Чаще всего в Британию, Ирландию. На моей памяти они заместили собой всех работников фабрики по выделке резиновых ковриков в Дублине, на которой мы их когда-то закупали. И то сказать, работа грязная, вонючая, вероятно, вредная, абсолютно неквалифицированная. Как раз для трудовых иммигрантов.

А ведь эти ребята в большинстве с высшим образованием, на что-то, видимо, рассчитывали… А стали строителями, водителями, формовщиками ковриков. Это ещё если повезёт. Каждый труд, конечно, почётен, но лучше бы прикладывать его к обустройству своей страны, где твои предки, память, где ты, в конце концов, полновесный гражданин. А дОма… дОма разруха? Нет, у этих ребят-прибалтов не разруха — угасание. Опрятное угасание (в Прибалтике искони опрятно). А как по-другому-то быть может, если хозяйственная деятельность сворачивается, а молодёжь уезжает? Всё это я наблюдала несколько лет назад в Литве. Так что в смерти Кольки я вижу не просто гибель непутёвого пьянчужки. Колькина судьба — это наша общая постсоветская судьба эпохи глобализации.

С каким восторгом ловили мы, желторото-наивные, первые знаки открытости в конце 80-х: наконец рухнул проклятый железный занавес, отменена прописка, теперь можно гонять туда-сюда, наниматься на работу там и сям — никаких тебе выездных комиссий при райкоме партии, никаких разрешений-дозволений. Вместе с занавесом рухнула и промышленность, и отъезд стал во многом предрешён. Собственно, и сегодня наши украинские братья мечтают ездить в Евросоюз — наниматься мусорщиками и мойщиками нужников. Хорошо бы кто-нибудь из них вспомнил Кольку из Запорожья — и призадумался.

Судьба Кольки и ему подобных — это результат распада СССР, глобализации, которая привела к деиндустриализации нашей бывшей общей родины. Индустрия, заводы и фабрики, помимо выпуска продукции, имели огромное организующее значение. Человек был встроен в прочную социальную ткань, он ехал по предначертанным рельсам, и всё это не давало ему пасть на дно. Когда эта ткань распалась — человек оказался один, без поддержки, без руля и без ветрил. Отдельные люди — сильные, волевые, удачливые — вступили в капиталистическую «войну каждого против всех» — и выиграли. Но большинство — маленьких и слабых — проиграло.

Земля тебе пухом, Колька.

Источник



Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
203
495
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика