Они не воруют?

Они не воруют?

 Автор Александр Олегович Русин — публицист и блогер, Союз народной журналистики. Новосибирск

Мне пишут, что на госзакупках воровать нельзя. Но не в том смысле, что нехорошо, а в том смысле, что невозможно. Или, во всяком случае, очень трудно. Пишут, что там мышь не проскочит, муха не пролетит и обеспечить победу нужному подрядчику не так-то просто, а нарезать многомиллионную поставку на тысячу контрактов, чтобы провести их по ФЗ 44 и вовсе нельзя — тут же придет СК и накроет банду расхитителей.

Ну да, ну да…

Я, конечно, понимаю, что люди, пишущие о надежности системы госзакупок, очень авторитетные, собаку на этих госзакупках, как говорится, съели… непонятно, правда, почему они в ночь со вторника на среду комментируют посты в ЖЖ, а не занимаются исполнением госконтрактов, но не об этом речь.

Давайте поговорим о госзакупках, а не о личностях. Меряться друг с другом буями, кто больше госконтрактов исполнил — не будем.

Давайте по фактам.

Факт первый — Олимпиада в Сочи

Стоимость одних только олимпийских объектов в Сочи составила около 10 миллиардов долларов. Это без учета затрат на развитие инфраструктуры.

Таким образом, стоимость олимпийских объектов в Сочи оказалась примерно равна стоимости летних олимпиад в Рио и Афинах целиком, вместе с затратами на инфраструктуру, вместе с обеспечением безопасности и другими дополнительными расходами. И это при том, что в летней Олимпиаде больше видов спорта, как следствие — больше объектов.

Стоимость олимпийских объектов в Сочи оказалась почти вдвое больше стоимости ВСЕЙ зимней Олимпиады в Ванкувере и летней в Сиднее. Почти втрое больше ВСЕЙ зимней Олимпиады в Турине.

А теперь — самое интересное:

На олимпийские объекты в Пекине, построенные к летней (!) Олимпиаде 2008 года, было потрачено 2 миллиарда долларов. Это значит, что олимпийские объекты в Сочи стоили в 5 раз больше, чем олимпийские объекты в Пекине для летней (!) Олимпиады!

На очередную зимнюю Олимпиаду корейцы заложили в бюджет 2 миллиарда, это значит, корейские объекты тоже будут в 5 раз дешевле сочинских.

Никто никогда не тратил на строительство олимпийских объектов к зимней Олимпиаде даже четверти от того, что потратила Россия. Никто и никогда!

Даже на объекты к летней Олимпиаде никто не тратил столько.

Как такое могло получиться?

Только не говорите мне, что олимпийские объекты в Сочи в 5 раз больше и вместительнее, чем в других странах, это не так.

Вместительность олимпийских стадионов в Сочи примерно соответствует вместительности стадионов, на которых проводились предыдущие олимпиады. Длина трасс такая же. Размер хоккейной площадки тоже вроде бы не увеличился и не сравнялся по площади с футбольным полем.

По техническим параметрам больших отличий у сочинских объектов от объектов других зимних олимпиад нет. Можно говорить про улучшенное оснащение внутри, но не в пять же раз. Не пять же холодильных установок под хоккейной площадкой монтировали. И лед в пять раз толще не намораживали — это просто не имеет смысла.

Условия строительства в Сочи не сложнее, чем в Ванкувере или Турине. Субтропики, длинное лето, теплая зима. А в горах ничего особенно сложного не строилось — в основном трассы с подъемниками. Не могли же одни только подъемники объективно скушать 8 миллиардов.

На что еще можно было потратить такие деньги?

На кресла для каждого зрителя из ценных пород дерева, обтянутые кожей сочинских крокодилов?

Даже если ставить зрительские сиденья по тысяче долларов за каждое (это цена хорошего дорогого кресла, какие ставят в кабинеты начальников, да и то не всех) — на 200 тысяч зрительских мест было бы затрачено… 200 миллионов долларов. Но не 8 миллиардов.

Я еще раз повторяю, что 10 миллиардов — это стоимость объектов без учета инфраструктуры, без затрат на обеспечение безопасности и всего остального. Только объекты, которые ничем принципиально не отличаются от объектов других олимпиад.

Перерасход — более 5 раз!

И это при том, что стоимость труда рабочих, которые заливали бетон под олимпийские объекты или монтировали металлоконструкции, в России уж точно не должна быть выше, чем в Италии или Канаде. Наоборот, в среднем по рынку труда зарплаты в России ниже, чем в Европе и США в 5 раз.

Исходя из более низкой стоимости труда в России, цена олимпийских объектов наоборот должна была оказаться ниже, чем в Ванкувере и Турине.

С учетом этого перерасход получается вообще десятикратный.

Из 10 миллиардов долларов, потраченных на олимпийские объекты в Сочи, 8–9 миллиардов (80–90%) ушло неизвестно, на что. Даже если учесть, что высокогорные объекты оказались дороже, чем трассы в Ванкувере и Турине и на них ушел «лишний» миллиард (то есть общая стоимость всех стадионов «внизу») — получается, что 7 миллиардов по-любому ушло налево.

А как это получилось, если не через систему госзакупок, на которых побеждали строго определенные подрядчики?

Вот вам и «мышь не проскочит».

Да, мышь не проскочит. А крыса — запросто.

Чужая мышь — никогда, а своя крыса — совсем другое дело.
Чужая муха не пролетит, а свой даже слон пройдет.

И обратите внимание, что это Олимпиада — стройка № 1 своего времени, президентская игрушка, которая находилась на особом контроле. По логике, там все должно было проводиться предельно строго, с самыми тщательными проверками. Тем более, что президент хотел показать этой олимпиадой, что Россия может проводить ответственные международные мероприятия на высшем уровне. Логично было и распилы пресечь хотя бы в рамках отдельно взятой стройки, чтобы показать всем, что можем без них.

Нет, даже тут распилили. Да не просто распилили, а очень основательно распилили. Больше половины. От 70% до 90% неоправданных расходов.

А теперь представьте, что делается в глубинке, в провинции, где прокуроры и губернаторы одну водку пьют и в одной бане моются. Если даже в Сочи, на стройке № 1, которая находилась на личном контроле президента, распилили ¾ бюджета, то в глубинке пилят не хуже. Берут пример.

Но может быть Олимпиада была исключением из правил?

Нет. Было и строительство Восточного, которое тоже находилось на особом контроле, потому что Восточный — это стратегический объект, военный объект, однако и там не обошлось без масштабных хищений.

И при подготовке к саммиту АТЭС тоже.

Да вообще ни одна крупная стройка в России не обходится без распилов и неоправданных расходов.

Но воруют не только на крупных стройках и это тоже факт.

Факт второй — Дорожный ремонт

Чтобы оценить качество дорожного ремонта в России, не нужно брать пробы асфальта и сдавать их в лабораторию. Качество дорог видно невооруженным глазом.

И списать это на недостаток средств нельзя. Потому что плохие дороги не только там, где давно не проводился ремонт, но и там, где он проводится регулярно.

Бывает даже, что на дороге полностью меняют асфальт, а через два-три года сплошные трещины, ямы, колея и асфальт меняют снова. А там, где проводится ямочный ремонт, уже на следующий год от него порой не остается и следа.

Думаю все видели сюжеты, как асфальт кладут в снег, в лужи, прямо под дождем. Кто не видел — наберите в гугле или ютубе, посмотрите.

Самое интересное, что ситуация с дорогами может сильно отличаться в двух соседних регионах, хотя климат примерно одинаковый, грунт одинаковый, налоги автовладельцы платят одинаковые, а значит и бюджет на дорожный ремонт одинаковый.

И вообще, списывать плохое качество российских дорог на климат не нужно. В сравнении с южной Европой у нас действительно суровый климат, резкие перепады температур, много «переходов через ноль», когда вода замерзает и трещины быстро увеличиваются в размерах. Однако в Швеции, Норвегии, Финляндии — тоже не очень мягкий климат. И в Канаде не слишком тепло. Но дороги там почему-то лучше.

А самое интересное — километр дорог в России дороже, чем в Европе. Хотя стоимость труда рабочих наоборот ниже. Чудеса?

В Москве вообще было зафиксировано несколько рекордов, когда стоимость дорог приближалась к стоимости тоннелей.

Или это тоже я придумал, а на самом деле в России качественные и недорогие дороги, а укладка асфальта в лужи — это особая нанотехнология?

На канале Вести (госканал, между прочим) есть целая программа, посвященная дорогам. Спецбригада Вестей путешествует по всей России и проверяет качество дорог — посмотрите, очень интересно. Там у большинства регионов оценки от двух до трех баллов. Причем в соседних регионах ситуация может отличаться очень сильно.

А ведь дорожные работы — это те самые госзакупки.

Как может быть такое, что в большинстве российских регионов тендеры на выполнение дорожно-ремонтных работ постоянно выигрывают халтурщики, которые завышают цены, кладут некачественный асфальт и выполняют работы при неподходящих погодных условиях?

Ведь самое интересное, что эта ситуация сохраняется на протяжении многих лет. Халтурщики выигрывают тендеры регулярно. Год за годом. И явно не случайно.

Мне, наверное, скажут, что халтурщики выигрывают тендеры у добросовестных подрядчиков из-за своей низкой цены. Согласен. Но об этом я тоже писал вчера. Выиграть с заниженной ценой, которую не сможет обеспечить добросовестный подрядчик, а потом резко сэкономить на материалах или выполнить неполный объем работ — один из способов хищений.

Но какая по большому счету разница, как именно дельцы выигрывают тендеры и пилят бюджеты — через победу по цене, по срокам или по какому-то другому критерию?

Главное результат.

А результат — он на дорогах: качество плохое, цена высокая.

И городские власти как заказчики работ почему-то не привлекают подрядчиков, выполнивших халтуру, к ответственности. Не требуют возврата средств и повторного ремонта дорог за свой счет. Или требуют, но далеко не всегда.

Имеет место факт масштабного систематического оказания подрядчиками некачественных услуг по госзаказам, связанным с дорожно-строительными работами. Это факт.

И проблема сохраняется на протяжении многих лет.
И чиновники с правоохранительными органами не решают эту проблему.
Не могут решить? Или не хотят?

Вы всерьез думаете, что невозможно прописать в контрактах требования к качеству ремонта, а потом его проверить и привлечь недобросовестных исполнителей к ответственности? Вы всерьез думаете, что в России объективно невозможно строить нормальные дороги?

А я думаю, что имеет место заинтересованность чиновников в том, чтобы контракты исполняли халтурщики, которые будут делиться частью сэкономленных средств.

А теперь, внимание — вопрос:

Если можно халтурить на ремонте дорог, качество которых видно невооруженным глазом, безо всяких лабораторных анализов, если халтурщики могут выигрывать у добросовестных подрядчиков тендеры на дорожно-ремонтные работы (как именно — не так важно) — почему тогда нельзя точно так же халтурить, экономить и пилить бюджеты на всем остальном?

Если можно класть некачественный асфальт, который у всех на виду, то почему нельзя заливать в городской транспорт некачественное топливо, которое ни один пассажир не проверит?

Если можно заливать некачественное топливо, то почему нельзя поставлять в школьные столовые некачественные продукты, анализ которых без лаборатории тоже не провести?

Если можно поставлять некачественные продукты, почему нельзя поставлять некачественные медикаменты?

И так далее.

В конце концов, если можно распилить 80% стоимости олимпийских объектов, где качество результата самолично проверял президент страны, то почему нельзя распилить 80% городского бюджета, где только узкий круг чиновников и депутатов знает, какие деньги и на что выделены, а гражданам всегда можно сказать, что средств не хватает?

Если можно распилить бюджет Олимпиады, которую показывают по всей стране, то почему нельзя распилить бюджет провинциального города, куда ни президент, ни генсек, ни царь ни разу не приезжал, который и по телевизору не покажут лишний раз?

Если можно пилить на глазах у президента, то почему нельзя пилить в глубинке — там, где градоначальник и прокурор ходят в одну баню и пьют одну водку?

Вы мне по-прежнему будете говорить, что нельзя воровать на госзакупках?

Ладно, а откуда тогда следующий факт? —

Факт третий — Состояния чиновников

Откуда у губернатора Сахалинской области деньги, которые лежали в коробках по всей квартире, если он не воровал?

Получается, что воровал. А на чем он воровал на Сахалине, если не на госзакупках? На махинациях с землей и недвижимостью? На рыбе?

И ведь не один Хорошавин воровал.

По всей стране у чиновников коттеджи и автомобили, которые невозможно заработать честным трудом за всю жизнь. Причем не только у губернатора и его замов, но у многих других тоже. Если бы способы хищений сводились к махинациям с землей и недвижимостью, то богатых чиновников не могло быть так много. Просто потому что земельных комитетов ограниченное количество.

Конечно, на земле и недвижимости тоже наживаются.
Но и без госзакупок дело не обходится.

Рядом с каждым крупным городом есть коттеджные поселки, в которых стоит не по одному дому — десятки домов. И каждый из них стоит не один миллион. Откуда такое количество состоятельных домовладельцев?

Бизнес? А откуда в стране, которая ничего толком не производит, ТАКОЕ количество состоятельных бизнесменов? Они что, все до одного гениальные изобретатели? А где их изобретения?

Как в стране с плохим деловым климатом, высокими кредитными ставками, многолетним кризисом, чудовищным законодательством, бюрократией и коррупцией ТАКОЕ количество успешных предпринимателей, да еще и предпочитающих не вкладывать деньги в развитие своих предприятий, а строить дома за городом и покупать дорогие автомобили?

Да, у нас действительно много успешных бизнесменов. Только успех большинства обеспечен участием в распиле бюджетов разных уровней.

Секрет успеха многих малых и средних предприятий — это госконтракты. И далеко не всегда они добываются в ходе честных торгов, хотя бывает и такое.

Я ни в коем случае не исключаю, что некоторые из моих читателей участвовали в честных торгах, честно их выигрывали и честно выполняли контракт.

Я же не говорю, что 100% госзакупок подлежат распилу. Бывают и честные контракты.

Но если опираться на «олимпийские данные», то распиливается в среднем порядка 80%. А если учесть, что в небольших городах чиновники ходят в одну баню с прокурорами, да еще и состоят в одной и той же партии, то уровень распила на местах вряд ли уступает олимпийскому.

И у меня есть такое подозрение, что некоторые комментаторы, настаивающие на том, что на госзакупках очень сложно воровать, на самом деле немного лукавят. Приукрашивают. Не буду гадать, почему, но приукрашивают.

Хотите еще факты хищений на госзакупках?

Здесь есть еще:

Хищения на госзакупках в сфере поставок продуктов питания в Новосибирской области — около 3 миллиардов рублей в год, причем как раз по ФЗ-44, воровать на котором по утверждениям некоторых невозможно.

Хищения на поставках некачественного топлива не оценивались в рублях, но они очень велики, потому что практически весь муниципальный и ведомственный транспорт заправляется чудовищной бодягой — фактически печным топливом, поставляемым под видом дизеля. Печное топливо стоит дешевле и не облагается акцизом. Процент «экономии» можете оценить сами.

Контрафакт выявлен на ПАТП-4 и МКП КТО — это довольно крупные предприятия. В пробах топлива превышение по концентрации серы от 10 до 200 раз. Температура вспышки 37 градусов при норме не менее 55, а в одной из проб — 12 градусов. Подделывается даже АИ-80, что само по себе феноменально. Какое топливо должно быть в исходнике, чтобы его приходилось доводить присадками до АИ-80? Кто хоть немного разбирается в ГСМ, тот оценит уровень. Поддельный АИ-80 — это шедевр.

И не надо говорить, что это только в Новосибирске так, а по всей стране проводятся честные тендеры и никто ничего не ворует.

Сочинская Олимпиада — распил порядка 80%.

ГСМ и продукты питания в Новосибирске — распил около 40%.

Сколько пилится на дорогах — один черт знает.
По-разному в разных городах, но вряд ли меньше.

И вы хотите сказать, что в России как-то очень сложно воровать на госзакупках и пилить бюджет?

Так сложно, что пилят даже на олимпийской «стройке века»?
Так сложно, что все время не хватает денег на дороги?
Так сложно, что у чиновников дома и машины за миллионы рублей?
Так сложно, что из страны триллионами выводится капитал?

Да ладно вам…

Если вы не воровали или вам не дали воровать — значит вы просто для организаторов госзакупок не являетесь «своим». Значит вы для них просто чужой.

И чужая муха у них, конечно, не пролетит.
А если свой, то и слон пройдет.

Для своих — все, для чужих — закон.

Источник



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
862
3772
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика