Свобода, Равенство и Братство

Свобода, Равенство и Братство

Автор Сергей Александрович Алфёров, г. Тольятти. (Участник Проекта «Устроение Державы»).

Фото: Художник Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ».

Лозунг «Свобода-Равенство-Братство» — это красивая формула, которая вроде правильная и нравится всем. Но её обманная абстракция повергает в шок, как только она прикладывается к реальному обществу, к реальным людям: мужчинам, женщинам, детям, разного ума и силы, разных культур: ВСЕ должны быть свободными, равными и братьями. И тогда одинаковая некая свобода всех оказывается обособленностью всех; одинаковое некое равенство оборачивается феминизмом, ювеналкой и прочей мерзостью; а некое братство — масонской групповщиной. Бессодержательно абстрактная декларация оборачивается соблазном и ложью.

Но мы хотим всё же спросить, что действительно надо сделать или иметь — чтобы в реальности, в реальных отношениях получилось братство, равенство, свобода, ведущие к развитию? И это — кардинальный, сущностный вопрос, меняющий вымороченную манипуляционную формулу времен Марсельезы, на настоящую, на нашу.

Чтобы было действительное братство, нужна Любовь. Чтобы было действительное равенство нужна Совесть. А со свободой сложнее… Здесь на этот третий элемент можно посмотреть и со стороны первых двух, как на их замыкание и фиксирование неискажаемым общим смыслом для человека. То есть, какой нужен 3-ий элемент, чтобы Любовь и Совесть, формирующие правильное отношение и руководство к действию, получили активное и неискажаемое содержание в деятельном человеке? То есть триада должна стать триединством, должна стать неснижаемой и целостной, а человек, ею руководствующийся — действительным, деятельным… Постановка по-своему продуктивная, но оставим её, как проверочный критерий. И зададимся другим вопросом — Что есть Свобода?

Свобода — это данное Богом достоинство человека? Ну, да, но как-то не проектно. Свобода — это возможность реализации себя? Близко, но как-то схематично, формально. Свобода — она ведь не вообще, не в отношении всего. Она — конкретна, она — в отношении чего-то. Свобода — это не независимость, не отсутствие ограничений; потому что отсутствие ограничений — ещё не гарантия возможности выразить себя, найти себя, а сама свобода — не апофатична, но содержательна, утвердительна. Что же утверждает свобода?.. Свобода утверждает отсутствие сомнений в подлинности, в действительности чувств (ощущений) в отношении чего-то (или кого-то). Это ощущение подлинности. И именно это даёт возможность творить… Вообще-то сказано давно — «Познай истину, и истина сделает тебя свободным». Подлинность в себе даёт ощущение свободы. Осознавая себя и истину, обретается призвание, далее — действительное творчество и добро, далее — свобода.

Помогая человеку обрести и утвердить призвание, мы помогаем ему быть свободным. И это есть действительный устой Справедливой Державы.

Итак. Любовь приводит к братству. Совесть приводит к равенству. Что приводит к свободе, пост-фактум? Что надо делать или иметь, чтобы было ощущение свободы, ощущение подлинности своего восприятия?… Что является пропуском в реальный мир свободы? Таким путём и основанием свободы является реальное своё дело, своё созидание, своё творение (имеющие ответственность). Не собственное, а своё, то есть осознанное, то есть по призванию. И это есть Добро, как понимали его на Руси. И тогда общее, соборное, наше дело — это путь и основание общей свободы… А реальной триадой нашей социальной идеологии является: Творение — Совесть — Любовь.

Интересно то, что данная цепочка отражает ключевые точки деятельности человека и её результат; то есть в ней мы видим последовательность, которая поднимает содержание процесса и смысл: творение через совесть к любви… Удивительно и то, что в причинной цепочке «Любовь-Творение-Совесть» мы прикасаемся к Творению Творца: «Любовь (посредством которой создано Мироздание) — Творение (следствие Любви и причина появления понятия «Личность») — Совесть (определитель смысла действия свободной личности при вовлечении в процесс дальнейшего творения)…" Вот такое встречное движение Человека и Творца.

Что принципиально здесь. Та формула, с которой началось искажение человека и социальности, искажение целостности, есть просто констатирование желаемого в виде неких постфактум характеристик, пост-характеристик. А ломающие их «кощееву иглу» и исправляющее в зерне социальный путь, эти качества укоренены в Бытии и естественны, нативны человеку!



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
668
2570
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика