Россия-2015: иерархия «врагов»

Россия-2015: иерархия «врагов»

В прошлом году Россия почти исключала из списка врагов Украину и даже США, а назначила на эту роль Турцию. Если верить аналитикам из «Медиалогии», то СМИ, начиная с осени 2015 года, стали стирать «грязное турецкое бельё» ежедневно и с большой тщательностью, не забывая каждый раз напоминать читателям, телезрителям и радиослушателям, что Турция — наш главный враг, а её президент Реджеп Тайип Эрдоган — исчадие ада, нанёсшее нам смертельный «удар в спину».


Проще говоря, договорились до того, что к концу 2015 года у Турции уже не было ни одного конкурента. Россияне почти забыли про «фашистов», «нацистов», «бандеровцев» и «хунту» на Украине. Незалежная перестала быть основным врагом России в зеркале российских СМИ, уйдя с этой тропы впервые после переворота 2013 года и  уступив это «почётное» место Турции. По данным компании «Медиалогия», российские телеканалы, блоги и другие СМИ в 2015 году упоминали Украину, США, Турцию и ИГИЛ во враждебном контексте. Делали это много и методично. Выяснилось, что на протяжении первых девяти месяцев 2015 года в роли угрозы для России лидировала Украина, а затем — Америка. В среднем про врага–Украину СМИ сообщали в полтора раза чаще, чем про СШАПри этом уровень враждебности по отношению к обеим странам постепенно снижался на протяжении года.

Если в начале года на телевидении выходили сюжеты, где украинские власти назывались «хунтой» (в среднем 20 раз в месяц), то к концу года это слово из риторики телевизионщиков исчезло.


Кроме того, в прессе и блогах понизился градус упоминания Украины в контексте «хунта»: количество подобных сообщений в СМИ снизилось с 2,5 тыс. до 1,5 тыс. уже к концу года, а в блогах — с 1,3 тыс. до нескольких сотен. Украина в контексте «враг» упоминалась в среднем несколько десятков раз в месяц на ТВ, но резкий всплеск антиукраинских настроений произошёл в апреле: «врагом» с телеэкранов её назвали более 70 раз. Неприятие Украины и США также охватило печатные СМИ и блогосферу. Как отмечают эксперты от «Медиологии», это произошло на фоне нарушений минских соглашений, учений американских десантников на Украине и убийства в Киеве пророссийского писателя Олеся Бузины. 



Однако ситуация поменялась уже через месяц. В мае президент России Владимир Путин встретился с госсекретарем США Джоном Керри — впервые за долгое время. И уровень враждебности к Украине и США снизился до прежнего уровня. К концу года слово «враг» по отношению к Украине упоминалось по несколько раз в месяц. Снижение резкой риторики по отношению к украинскому руководству идёт с 2014 года, начавшись с выборов Петра Порошенко президентом. В публичном медийном пространстве почти не употреблялись слова «бандеровцы» и «фашисты» по отношению к украинцам: с сотни упоминаний в начале 2015 года до 20 «фашистов» с телеэкранов к концу. Кроме того, риторику смягчила и федеральная пресса: к концу года, после достигнутых договорённостей об отводе вооружений, в СМИ почти в несколько раз реже стали писать про «карательную операцию», чем в начале года.

Переломный момент в СМИ наступил осенью. В поле зрения оказалась Турция и ИГИЛ, которые резко стали внешнеполитическими врагами России. 


После начала российской военной операции в Сирии 30 сентября ИГИЛ сначала назвали «врагом», а затем «ИГИЛ» уже стало звучать в контексте «угроза» и «терроризм». При этом с началом военной операции России в Сирии изменилась и роль США: Штаты стали чаще называться спонсором и союзником ИГИЛ. Кстати, и блогеры стали писать об Америке как партнёре террористов также с октября, не отставая от СМИ. После того, как 24 ноября Турция сбила российский бомбардировщик Су-24, картина прояснилась окончательно: Россия узнала в лицо настоящего врага. Лицо врага показывали по телевидению, о нём рассказывали по радио, писали в прессе и блогах. Статистика такая: если раньше Турцию в контексте терроризма упоминали примерно 20 раз в неделю, то после 24 ноября количество сообщений «Турция, терроризм» увеличилось до полутора сотен. После этой даты телевидение впервые начало называть Турцию «спонсором ИГИЛ».

Как отмечают в «Медиологии», после сбитого Су-24 на телевидении и в блогах началась активная кампания по связке Турции с деньгами террористической организации. Сразу несколько телеканалов показали сюжеты о том, что действия Турции — это реакция на то, что до этого Россия уничтожила колонну бензовозов. После этого Владимир Путин заявил о том, что у России есть данные о том, что именно турецкая сторона спонсирует «Исламское государство». Президент Турции Реджеп Эрдоган называл эти обвинения беспочвенными, но это положение дел не спасло: телевизор чётко указал россиянам на врага. 

Интересно, что никаких специальных указаний относительно Турции сверху не спускали. По словам одного из сотрудников федерального телеканала,  в основном все ориентировались на заявления Путина, который назвал действия Турции «ударом в спину» сразу после атаки на наш боевой самолёт. Это выражение и разлетелось по блогосфере, а затем его подхватили СМИ.​


На этом фоне враждебность к Украине в российском медиапространстве постепенно снижалась. Продовольственная блокада Крыма и отключение полуострова от электричества ситуацию не изменили. И к концу 2015 года Турция стала главным «врагом» России в зеркале российских СМИ, потеснив с такими лаврами даже ИГИЛ. Работа была сделана. И успешно: как сообщал ВЦИОМ, у 73% россиян в декабре прошлого года отношение к Турции ухудшилось. С аналогичными социологическими данными выходили тогда многие аналитические центры. Выходило, что по всем опросным данным россияне действительно очень резко стали не любить турок и всё турецкое.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3546
12242
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика