АвтоВАЗ опять штормит

АвтоВАЗ опять штормит

Нина  Мозер ─ эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

И на этот раз серьёзно. Митингующие требуют национализировать завод. Среди прочих условий повышение зарплаты и отставка президента автомобильного гиганта. Локомотивом протестной акции стал независимый профсоюз, который намерен добиться заявленных условий. При этом автогигант — не первый в списке митингующих. Самарскую и Челябинскую области также накрыла волна протестных настроений. Где-то не выплачивают зарплату, а где-то её выдают кирпичами.


КТО И ЧТО ТРЕБУЕТ

 По словам председателя независимого профсоюза «Единство» Игоря Витушенко, митинг собрал 1,5 тыс. участников. Среди них были не только работники предприятия, но и простые жители Тольятти, которые пришли поддержать митингующих. Участники требовали прекратить сокращения на заводе, повысить заработную плату на 20% и «командировать» президента Бу Андерссона в отставку. Эти условия профсоюз намерен отправить руководству «АвтоВАЗа», а также планирует провести встречу с представителями завода.

Главная причина общего недовольства — очередная оптимизация предприятия за счёт сотрудников. О сокращении более 1 тыс. автовазовцев объявили в этом году. Под удар попали служащие, специалисты и среднее звено руководителей. С пустым кошельком они не останутся. Им полагается компенсация: тем, кто уйдёт да конца сентября — в размере четырёх среднемесячных заработков, а тем, кто покинет завод до конца ноября — в размере трёх. Но этот аргумент не так силён для того, чтобы лишиться работы, но с некоторым резервным карманным запасом. Найти новую работу в кризисное время — маловероятно. Почти все крупные промышленные игроки оптимизируют свои производства таким же образом. Проще говоря, идти людям будет некуда, да и отступать им также уже некуда.

Главный «обвиняемый» — президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон, который возглавил компанию в прошлом году, став первым иностранным топ-менеджером в истории тольяттинского автогиганта. Ранее он стоял у «менеджерского» руля американского концерна «General Motors», а также российской группы «ГАЗ», объединяющей 13 автопредприятий. Как писала пресса, за четыре года в «дерипасовском» «ГАЗе» он продемонстрировал отличные управленческие качества. Компания добилась лучших финансовых результатов за всю свою историю  — прибыль в 2012 году составила 8,8 млрд. руб. против 10 млрд. убытка в 2009-м. Успехи антикризисного менеджера вдохновили большой бизнес и главных акционеров — «Ростех» и альянс «Renault-Nissan». И его позвали поднимать «АвтоВАЗ».

Андерссон должен был совершить ещё одно финансовое чудо — превратить неприбыльное производство в прибыльное. В стратегии развития «АвтоВАЗа» — обновление модельного ряда и модернизация производства до 2020 года и 180 млрд. руб. инвестиций. А дополнением к его миссии была серьёзная заявка — выход автопредприятия на международный уровень. И все эти задачи пришлись на кризисный 2014 год, в котором крупнейший российских автопроизводитель, несмотря на внушительную многомиллионную прибыль, ещё не успел отдышаться от прежних штормов — и внешних, и внутренних.

В одном из интервью Бу Андерссона спросили, что он собирается делать для оптимизации производства, а также каковы его главные впечатления от завода. «Главное впечатление — жители Тольятти, они готовы работать в три смены,— ответил тогда он, подчеркнув, что на других российских заводах так не работают. — Что касается целей, в краткосрочной перспективе — обеспечить рентабельность. В среднесрочной — в следующие четыре года — мы планируем вернуть свою долю на рынке».

 При этом работа в три смены — одна из главных причин итальянских забастовок на «АвтоВАЗе», начиная с 2000 года, а цена оптимизация стала ясна сегодня — когда рабочие и профсоюз в очередной раз вышли на улицы Тольятти. 

В декабре 2014 года автовазовцы вышли уже не только с экономическими лозунгами, но и с политическими в духе «Долой оптимизацию — даёшь национализацию!», «Правительство Путина-Медведева — в отставку!». А Бу Андерссону указали на «чемодан, вокзал, Стокгольм!». Такие резкие слова митингующие объяснили тем, что до прихода «Ростехнологий», на заводе трудилось 120 тыс. человек, а теперь осталось меньше 60 тыс. (только за год на заводе «попросили» на выход 12 тыс. работников). Автомобилей стало производиться меньше, «значит, как минимум в два раза выросла производительность», а повышение зарплаты произошло только у руководства. 

Больная тема работников завода, особенно для  сторожилов, ещё и та, что флагман отечественного автопрома превращается в обычное предприятие по отвёрточной сборке иномарок. По словам профсоюзного лидера Игоря Витущенко, Бу Андерссон упорно сокращает выпуск Lada в угоду брендам компании «Renault-Nissan». «В итоге «АвтоВАЗ» заканчивает год с убытками. Как говорит Андерссон: «из-за плохих поставщиков». Но не из-за того, что у нас куча непроданных автомобилей иностранных брендов, — объяснил он. — Если продолжится такое управление, мы будем покупать дорогие комплектующие в Европе и собирать здесь никому не нужные автомобили».


ХРОНИКА ЗАБАСТОВОК

«АвтоВАЗ» штормит с 2000 года. Тогда бунтовали по-итальянски. Почти 2 тыс. специалистов выходили на свои рабочие места и работали наполовину, отказываясь от сверхнорматива. Они уже тогда знали, что заводу грозит реорганизация, что они могут наверняка оказаться самыми уязвимыми. Поэтому бастовали и требовали сохранить зарплаты после заводских преобразований. Тогда их не услышали. В 2007 году ситуация повторилась: на улицы рабочих вывел тот же профсоюз «Единство». Митингов было несколько, а требование — одно. А именно — увеличить зарплату до 25 тыс. руб. Акция потерпела фиаско: нескольких сотрудников уволили, а трёмстам не выдали ежемесячную премию.

В 2008 году случился мировой финансовый кризис. Предприятие уволило 20% рабочих, а затем работало в убыток. В 2010 году атмосфера опять накалилась и люди опять вышли протестовать. Спусковым механизмом стал вызов на работу в выходной день. Администрация угрожала «лишить зарплаты всю бригаду, если хотя бы одного члена бригады не будет на рабочем месте», как писала местная пресса о тех событиях. Немного выправившись к 2011 году, завод опять погрузился в прежние проблемы. Тогда случилась ещё одна итальянская акция. Рабочие (а это около 600 человек) одного из металлургических цехов требовали выплатить им премию за качество, которая на тот момент составляла треть их дохода и которую они не видели два месяца.

В 2013 году случился «бунт 50». Тогда «уволили» недовольных с формулировкой «по собственному желанию». Один из рабочих тогда рассказал, что устроился работать на завод в 2012 году. Трудился он сварщиком в цехе, который выпускал автомобили Largus и Nissan. Всё его устраивало, пока руководство не ввело тот самый трёхсменный график работы, который в 2014 году воодушевил Андерссона, и который станет одной из главных причин всех протестных мероприятий трудового коллектива.«У нас отменили двойную оплату за работу в выходные дни, «скользящие» (выходной, который можно взять по заявлению в любое время – перекуры). Понимаю, что это может вызвать некий скепсис, но поверь, для рабочих это важно, иметь возможность хотя бы раз в час отойти от рабочего места и немного передохнуть, — рассказал тогда рабочий. — Дошло до смешного, с нас стали требовать объяснительные, даже когда мы отходили по нужде. Заставили работать даже в обеденный перерыв, обещая этот час оплатить по двойной ставке. Но нам не только это не оплатили, даже двойная выработка осталась неоплаченной, а еще премию урезали на 10%».

В том же 2013 году концерн определил для себя провальный финансовый год: убытки составили 7 млрд. руб. Кроме того, «душили» кредитные обязательства по инвестиционной программе, а эти проблемы, хоть и сгладились, но остались. В 2014 году было всё относительно привычно и спокойно, но атмосфера была напряжённая. Авторынок падал вместе с кризисом, Lada не продавалась, продажи автоконцерна катились по наклонной, он даже приостановил производство (и не один раз). А в 2015 году автогиганта опять стали раскачивать рабочие.

При этом в Тольятти прошёл не один митинг. На улицы города 8 сентября текущего года вышли рабочие «АвтоВАЗагрегата» —  самарской компании-поставщика «АвтоВАЗа». Они требовали выплаты долгов по зарплате (за три месяца) и сохранения завода, который оказался сегодня в ситуации банкротства из-за неподъёмной кредитной задолженности завода. Счета арестованы, а впереди — судебные разбирательства. Такую версию озвучивают СМИ, отмечая, что завод приостановил производство ещё летом. Акцию провели коммунисты. Профсоюз «АвтоВАЗа» также поддержал митингующих. При этом каких-либо положительных прогнозов никто не даёт. По словам председателя профсоюза «АвтоВАЗа» Сергея Зайцева, собственники завода молчат и не идут на контакт с работниками. «В любом случае для того, чтобы возобновить производство, заводу надо рассчитаться с долгами, что, мы считаем, маловероятно, —рассказал он.— Поэтому мы советует сотрудникам «АвтоВАЗагрегата» искать новую работу».

По данным прокуратуры Самарской области, только за июнь «АвтоВАЗагрегат» и одна из его дочерних компаний задолжали своим работникам 37,2 млн. руб. Без заработанных денег осталось более 2 тыс.  человек.


ЗАРПЛАТА КИРПИЧАМИ: И ЭТО ХХВЕК

«АвтоВАЗ» — не первый в списке митингующих. Есть те, кто выходит на пикеты, после того, как зарплату им выдали, только не деньгами, а кирпичами. Тульский «Советский завод строительных материалов» выдаёт зарплату кирпичами. Общий долг предприятия — 10 млн. руб. Кирпичами уже погасили заработную плату на 900 тыс. руб. Из 150 сотрудников на заводе осталось работать всего 60 человек. Проблемы на предприятии начались давно. Долги по зарплате обсуждали ещё два года назад. На данный момент зарплатныйдолг составляет 4 млн. руб., который должен раскидаться на 186 сотрудников. Об этом сообщают «Тульские новости» и ещё ряд СМИ.

Причина плачевного положения дел — проведённая модернизация завода, которая и «съела» зарплатные деньги. Порядок на заводе навела компания «Стройсервисплюс», выкупившая предприятие ещё в 2001 году и вложившаяся в него кошельком. Теперь завод должен ей почти 50 млн. руб., которых у него нет. «Задолженность по заработной плате возникла из-за того, что с начала года выпускали кирпич, но деньги за него не получали в счёт погашения задолженности перед «Стойсервис плюс», — объясняет гендиректор Александр Келвич. — Кирпича выпущено на 9,5 млн рублей. Так бы её можно было погасить, но из-за того, что за эти годы была проведена модернизация производства, деньги уходили в  «Стойсервис плюс». В ноябре завод ждёт рассмотрение дела о банкротстве.

Бастует Челябинский тракторный завод  «Уралтрак». И уже не первый раз и не первый год. Работники (а это 250 человек) провели пикет в сентябре этого года, требуя выплачивать, а не задерживать им зарплату. По словам заместителя руководителя пресс-центра Федерации профсоюзов Челябинской области Владимира Широкова, завод экономически штормит уже несколько месяцев, заработная плата выдаётся с задержкой. На сайте Федерации профсоюзов Челябинской области сообщается, что с начала 2015 года средняя заработная плата работников ЧТЗ сократилась с 25 до 19 тыс. руб. и выдаётся с двухмесячной задержкой, профсоюзные взносы не перечисляются с марта, сумма задолженности по взносам составляет 3 млн. 656 тыс. рублей. Численность трудового коллектива завода упала с 8,5 тыс. до 7,5 тысяч человек. С предприятия уходят наиболее квалифицированные кадры. После июньского пикета тракторостроителям выдали лишь часть зарплаты.

Общая задолженность завода составляет более 350 млн. руб. Из них 230 млн. руб. — это зарплатные долги. «Задолженность по заработной плате на сегодняшний день составляет порядка 230 млн. руб. — это невыплаченная заработная плата за часть июня, июль, — поясняет вопрос  генеральный директор ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» Евгений Михель. — Когда я пришёл на завод 17 июня, завод уже два месяца простаивал. Не было возможности рассчитаться за энергоресурсы, был отключен газ. Это сильно расшатало нашу экономику, породило волнения в трудовом коллективе».

С начала сентября предприятие работает в полном режиме, долги за энергоресурсы погашены. Как заверил Евгений Михель, долги работникам и кредиты банкам будут погашены за счёт резервных средств. Кроме того, на заводе  проводится ревизия. Её итогам может стать «распродажа» непрофильных активов (в том числе и некоторых земельных участков), чтобы рассчитаться с долгами. Долги обещают погасить до конца декабря 2015 года. По поводу сокращений гендиректор сообщил, что предполагается «оптимизация численности управленческого аппарата», но не рабочих, которых и так «катастрофически не хватает».

«ЧТЗ-Уралтрак» — дочка государственного нижнетагильского «Уралвагонзавода» (УВЗ), с которого главный кредитор «фридманский» «Альфа банк» требует возвращение миллиардных долгов. Ответчиком по судебным искам выступает и «ЧТЗ-Уралтрак». Банк подал иски в Арбитражный суд Москвы. Подробности материала  опубликованы на сайте судаОдна из причин полубанкротного состояния уральского танкостроителя, выпустившего на рынок супертанк «Армата», — потеря узлового канала сбыта продукции. 

Осенью прошлого года Минобороны попросил удешевить «Армату», а затем решил сократить количество закупаемых супертанков. Кроме того, спрос на инновационные вагоны также оказался на  сегодня небольшим. «Уралвагонзавод» могла бы спасти дополнительная господдержка. Чтобы реструктуризировать кредиты промышленному гиганту нужно 100 млрд. руб. Пока этот вопрос не решён. При этом кредитор атакует завод уже не первый год. Например, в кризисные 2008-2009 гг., структуры олигарха Михаила Фридмана судились с УВЗ из-за кредита в $100 млн., а в прошлом году «Альфа Банк» стал активно штурмовать заёмщика, подав несколько исков с интервалом всего в две недели. Последние новости — банк требует $30 млн. и ещё 2 млрд. руб. Эта сумма по 4 исков из 6, которые приняты к производству в суде. 

Вот такие дела. Сложная экономическая ситуация в стране не закончится завтра, послезавтра и через год. Из кризиса, начавшегося в 2014 году, Россия будет выползать медленно и мучительно. То, что происходит со стратегическими отраслевыми предприятиями промышленного сектора, сегодня напоминает то, что было с ними в девяностых годах. Эти времена помнят очень многие, а последствия звучат громким отголоском до сих пор. 

Представьте, если бы тогда россиянам говорили из телевизора и со страниц прессы то, что пытаются вдолбить сегодня. А именно, что кризис отсеивает слабых игроков, что во время любого кризиса есть бизнесмены, умеющие правильно пользоваться возможностями и совершающие качественный рывок, что оптимизация — процесс болезненный, но необходимый. Складывается ли это в пазл? Представьте, что сегодня  зарплату кирпичами, игрушками, халатами, постельным бельём и прочей продукцией получаете именно Вы, а не те, кто работает на заводах и фабриках, попавших в финансовый котёл? Представьте, как вынуждены годами требовать то, что честно заработали, выходя с пикетами на улицы своего города, каждый раз «вытаскивая» из себя резервные силы. А в это время пресса будет перепечатывать реплики высоких ведомственных чиновников, которые нашли «признаки обновления в экономике».  Интересно, а Владимир Путин обо всём этом знает?


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ


Деофшоризация ─ крючок для большой рыбы или кто крайний?

Рейдерство — королевство сомнительных побед

Обзор новых производств в России: 2-й квартал 2015

Ход конём от Минпромторга: оглашён расширенный список запрещенной к импорту в Россию медицинской техники




Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
618
2166
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика