АвтоВАЗ переходит на четырёхдневку

АвтоВАЗ переходит на четырёхдневку

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Крупнейший в России производитель легковых автомобилей «АвтоВАЗ» может уже в феврале 2016 года перевести сотрудников на режим четырехдневной рабочей недели. Этот режим — альтернатива массовым увольнениям.


Сокращённую неделю предполагается ввести с 15 февраля будущего года. Через полгода в зависимости от ситуации на авторынке профсоюз может попросить руководство автогиганта продлить программу ещё на шесть месяцев. Напомним, что «АвтоВаз» штормит уже давно. Сотрудники провели нескольких протестных акций и крупных митингов. Главная причина общего недовольства — оптимизация предприятия за счёт сотрудников. Так, в 2013 году случился «бунт 50». Тогда «уволили» недовольных с формулировкой «по собственному желанию». Один из рабочих, который трудился сварщиком в цехе по сборке автомобилей Largus и Nissan, рассказал, что всё его устраивало до того момента, пока руководство не ввело трёхсменный график работы. Кроме того, рабочих «заставили работать даже в обеденный перерыв, обещая этот час оплатить по двойной ставке»: «Но нам не только это не оплатили, даже двойная выработка осталась неоплаченной, а еще премию урезали на 10%».

В 2014 году автовазовцы вышли с политическими лозунгами в духе «Долой оптимизацию — даёшь национализацию!», «Правительство Путина-Медведева — в отставку!», а президенту компании Бу Андерссону указали на «чемодан, вокзал, Стокгольм!»…  


Такие резкие слова митингующие объяснили тем, что до прихода «Ростехнологий», на заводе было 120 тыс. человек, а затем стало 55 тыс. сотрудников. За год на заводе «попросили» на выход 12 тыс. работников, но уволиоли около 6 тыс. человек. Митингующие тогда подчеркнули, что автомобилей стало производиться меньше, «значит, как минимум в два раза выросла производительность», а зарплата выросла только у руководства.  В 2015 году объявили об очередном массовом сокращении из-за падения авторынка и желания концерна снизить издержки. Под удар попали служащие, специалисты и среднее звено руководителей. В компании планировали уволить не более 1100 человек. При этом осенью вице-президент Союза машиностроителей Владимир Гутенев, ссылаясь на главу «АвтоВАЗа» сообщил о планах автопроизводителя сократить от 2500 до 6000 сотрудников в ближайшие полгода (детали в интервью телеканалу «Терра»).

На данный момент в компании действует приказ об увольнении сотрудников по соглашению сторон. По оценкам официального профсоюза АвтоВАЗа, на заводе трудится примерно 48 тыс. работников ( на начало текущего года их было около 52 тыс.). В результате «оптимизации», которую, кстати, проводят все крупные промышленные игроки, одни автовазовцы-старожилы вышли на пенсию, а другие уволились по соглашению сторон, а остальные просто ждут.

После сообщения о сокращении завод опять накрыла волна протестных настроений. И вот компромисс был найден. По прогнозам председателя профсоюза автозавода Сергея Зайцева, режим сокращённой рабочей недели будет действовать около полугода, что застрахует автовазовцев от увольнений. «В период работы режима сокращенной рабочей недели массовые увольнения проводить нельзя. А значит, сотрудники сохранят свои рабочие места», — пояснил глава профсоюза в одном из своих интервью. При этом  зарплата сотрудников сократится почти на 20%.

Кстати, гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов раскритиковал руководство «АвтоВАЗа» за кадровую политику, указав на то, что надо было действовать «более аккуратно, деликатнее». «Здесь по методу обрезания, народ выгнали на улицу. Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче», — подчеркнул глава «Ростеха», предложив провести «какую-то воспитательную работу» с руководством «АвтоВАЗа». 



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
576
2194
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика