В стиле антитурецких санкций: продукты растут в цене, а компании уже ничего не решают

 В стиле антитурецких санкций: продукты растут в цене, а компании уже ничего не решают

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Продукты питания в России могут подорожать на 25% в ближайшее время из-за антитурецких санкций, что дополнительно усилит рост инфляции в будущем году. Ритейлер же ищет новых поставщиков. Сделать это надо, учитывая кошелёк россиян. И сделать надо очень быстро: турецкие товары предлагается заместить чуть ли не за месяц. 


О том, что продукты питания подорожают на 25 %, сообщили эксперты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Они также полагают, что отечественная экономика выиграет в краткосрочной перспективе за счёт увеличения внутреннего производства запрещённых к ввозу товаров, однако положительный эффект продлится недолго. В долгосрочной перспективе российская экономика всё же пострадает от введённых Москвой санкций против Анкары. Прежде всего, это произойдёт из-за роста стоимости производства в пищевой промышленности и падения реальных располагаемых доходов населения в связи с ростом цен на питание и поездки.  

Кстати, зарплаты россиян уже прилично просели. Росстат ранее сообщил, что зарплаты россиян продолжают обесцениваться, подчеркнув, что реальные доходы россиян снижались 11 месяцев подряд. Из отчёта Росстата следовало, что покупательская способность россиян рухнула только в октябре в годовом исчислении на 10,9% (средняя номинальная зарплата выросла на 3% до 33,24 тыс. руб.). И это произошло из-за изменения цен на потребительские товары и услуги. Сегодня же ухудшает ситуацию и то, что падает не только реальная зарплата, но и вообще доходы за вычетом обязательных платежей с поправкой на инфляцию.

Сеть гипермаркетов «Ашан» уже предупредила о росте цен. Одна из главных задач для ритейлера — найти новых поставщиков фруктов и овощей вместо турецких партнёров. И сделать это надо очень быстро: турецкие товары предлагается заместить чуть ли не за месяц. При этом ранее глава Минсельхоза РФ Александр Ткачёв вообще заявил, что другие страны могут начать замещать в России своими продуктами товары из Турции в течение недели! О том, как это возможно организовать, он рассказал в интервью телеканалу «Россия 24». Если коротко, то сказал следующее: «Мы буквально сегодня пригласили торгпредства этих стран  и дали сигнал о том, что мы ждём, мы готовы в течение недели перевести потоки в эти страны…. Готовы заменить Турцию на другие страны-поставщики». 

Минуя лирику, вернёмся к теме. У Турции сеть закупает не только овощи и фрукты, но также орехи, сухофрукты, халву, мармелад и прочие сладости, а всему этому замену придётся искать в Узбекистане, Таджикистане и Китае.


Вопрос в том, будет ли этот товар на складе к будущему году. Когда грянул кризис в 2014 году, крупные торговые сети, которые в своё время «застолбили» место под солнцем и обеспечили себе подушку безопасности, уже пережили ни одну «торговую войну» России с Западом. Про то, как у нас могут бороться с продуктами из санкционного списка, они знают хорошо, пережив ряд внеплановых проверок со стороны контролирующих отраслевых ведомств. При этом к антитурецким санкциям они оказались не готовы.

Отношения между Россией и Турцией осложнились очень резко, что многих ритейлеров застало врасплох. Теперь им надо адаптироваться к быстроменяющимся условиям игры на политическом поле, думая о том, как пополнить склады, которые после Нового года могут опустеть. До этого момента гипермаркеты ещё могут реализовать товары, закупленные у Турции, а что будет после? С 1 января 2016 года из Турции уже ничего не привезешь.

Как заявил исполнительный президент «Ашан Ритейл Россия» Жан-Пьер Жермен, компания уже «ничего не решает», у неё просто нет иного выхода, кроме как искать других поставщиков фруктов и овощей. Сколько времени займет переходный период, сказать пока трудно, так как потенциальные страны-поставщики не рассчитывали на поставки в Россию. Кроме того, фруктам и овощам требуется время на созревание, что ещё больше усложняет процесс. «Ашану», впрочем, как и другим крупным торговым сетям, теперь придётся работать с поставщиками из Марокко, Израиля и Китая.

Напомним, что Кабмин ввёл запрет на ввоз из Турции (с 1 января 2016 года) следующих продуктов: тушки, субпродукты кур и индеек, свежие гвоздики, свежие томаты, лук, капуста, огурцы, апельсины, мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики, сливы, клубника и соль. Кроме того, Россельхознадзор уже ввёл специальный фитосанитарный режим в отношении растительной продукции из Белоруссии, чтобы перекрыть белорусский реэкспортный канал, обеспечивающий львиную долю на российском рынке продуктам не только из Польши, Греции, Литвы или Латвии, Марокко, Израиля, ЮАР, Бразилии, которые часто поставляются через поддельные сертификаты, но и товарам из Турции.  

При этом в ЦБ отмечают, что доля турецкой продукции на рынках отдельных продовольственных товаров является заметной, однако у поставщиков есть время на изменение географии поставок. Также сообщается, что ограничительные меры в отношении Турции не окажут существенного влияния на инфляцию. По оценкам Банка России, до конца текущего года и в начале будущего года возможное повышение инфляции от введённых ограничений оценивается как небольшое — в пределах 0,2-0,4%, а влияние эмбарго на среднесрочный прогноз инфляции будет несущественным. 

Вполне предсказуемо, что эти меры, сжимающие торговые возможности стран-поставщиков, приведут к тому, что во многих магазинах значительно поредеют полки. Смелое и популярное заявление российских чиновников о том, что запрет импорта поддержит отечественное производство, не несёт рациональное начало для ближайшей перспективы. Отечественному закредитованному производителю нужна не только поддержка государства, но и более спокойное время, чтобы развернуться на рынке. Кроме того, по ряду продуктовых товаров мы пока не можем быть конкурентоспособными. Это тормозит вхождение в крупные торговые сети, которые, несмотря на сложное экономические время, регулируемое и политическими решениями, должны работать на прибыль.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2641
12339
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика