Что нового показала встреча Порошенко и Путина?

Сам по себе факт встречи двух президентов безусловно положителен. И хотя встреча объявлена закрытой и информации минимум – определенные наблюдения сделать возможно. Личная встреча знаменует подведение черты под нелепой и безответственной позицией по формуле «в Киеве жулики, самозванцы, хунта, захватили власть, разговаривать там не с кем, если что – введем войска и т.п.». Именно эта позиция за время своего существования в какой-то мере стала причиной кровавой трагедии на Украине. Порошенко признан, появилась политическая и дипломатическая линия взаимодействия двух стран, что России и Украине жизненно необходимо. В их отсутствие оставалась только одна линия – конфронтации и войны. Она и развивалась последние месяцы, являясь очень опасной.

Высвечены несколько ключевых российских четких позиций.

Во-первых, подтверждено, что Россия не сторона конфликта. Это странная, слабая и малоресурсная (в смысле возможностей политических маневров и доктрины) позиция. Она очевидно списана с истории чеченского конфликта, когда федеральному центру удалось превратить его во внутричеченский. Но повторить это на Украине невозможно ввиду суверенности Украины и вовлеченности мировых институтов, ЕС , США в конфликт.  Россия - безусловно сторона и избранная двусмысленная позиция, конфликтующая с реальностью, очевидно недостоверная для всех участников, наблюдателей и сторон является ошибочной. Она вела к эскалации конфликта и лишает Россию какой-либо стратегии.

Что есть конечная цель России в отношении ситуации в сопредельной стране? Целостность Украины? Но с учетом Крыма – это странно. Прекращение кровопролития? Но нужно сформулировать чем он должен завершиться? Федерализацией? Восстановлением доконфликтного статус-кво? Признанием ДНР и ЛНР? Россия не имеет позиции по этим вопросам, этот пункт умалчивается. Это ведет к недоверию, размытию линии поведения, двусмысленности.

На самом деле стороной конфликта Россия является по всем признакам: информационного участия, инициации конфликта в начальной стадии намерением ввода войск и примером Крыма, четкой политической позицией в начальной стадии, а именно,  «защиты русскоговорящих» на Украине. Помощи ополченцам материально-технической, финансовой, специальной, гуманитарной. На рациональном уровне ни у кого все это не вызывает сомнений. Конечно, политическая «детская» игра в то, что нет приказов, официальных решений, спустя некоторое время высшей публичной риторики, что отозвано разрешение на ввод войск, что никто не вводит официально российских военных и официально не перебрасывается военная техника - изменить это положение не может. Ведь неважно, что идут частные деньги заинтересованного российского бизнеса и граждан. Неважно, что снабжение идет не через пропускные пункты, куда настойчиво приглашают наблюдателей ОБСЕ. Там, действительно, наблюдать нечего. Неважно, что военнослужащие, бывшие, например, - не в военной форме, и что многие сотни добровольцев из России, как впрочем по свидетельствам даже из Израиля. Кого хотят и надеятся обмануть? Это ведь не избирательная компания под водительством Чурова. Тут судьи построже и понезависимее.  Двусмысленность и недостоверность сильно ослабляет позицию России.

Непрозрачная, закрытая, двусмысленная и недостоверная линия поведения является слабой в наборе  возможных вариантов. Она мало отличается от тайных операций США в Сирии, подрывающих законный режим Асада, снабжающих сирийских мятежников оружием, деньгами, консультированием, информационной и политической поддержкой. Не понимаю, почему Россия должна в этом уподобляться. Если есть правда и высокие смыслы, за которые борется Россия, – так зачем все это скрывать? Если (а это происходит по факту) Россия действительно помогает в разных формах и разными способами «братушкам», как это происходило в истории не раз, то чего тут тень на плетень наводить? Ведь все равно все, что можно- на свой хребет она уже наскребла и еще наскребет (санкции, изоляция). Так может в открытую-то было бы честнее, сильнее, эффективнее?

Во-вторых, заявлено, что ущерб для России от ассоциации Украины с ЕС составляет 100 млрд рублей. Это звучит аргумент в пользу неприятия политики Киева, которое в частности также вело к кровавой трагедии. Однако, оценим эту величину. Януковичу напоследок его правления, перед позорным бегством Россия фактически «подарила» 3 млрд долл. Это больше, чем 100 млрд руб. Мост в Крым будет стоить более 250 млрд руб. Олимпиада в Сочи обошлась в 1,5 триллиона рублей: в 15 раз больше. Цифра 100 млрд руб в вопросе войны и мира для России смехотворная. Если ущерб от санкций, которые наскребла Россия своей внешней политикой, оценивать хотя бы в 1% ВВП (на самом деле больше), то это уже составляет около 700 млрд руб.

Так стоило ли доводить российское дело на Украине и с Украиной до сегодняшнего положения? Может быть и стоило. Существуют же в мировом опыте формулы «есть вещи поважнее, чем мир», есть опыт колоссальных жертв и усилий нашей страны в войне с гитлеровским фашизмом, в годы холодной войны. Какие же важные вещи на сегодня формулирует официальная Россия в своей внешней политике? « Мы не сторона,  пусть Киев договаривается с ополченцами?». Мы ни при чем и к нам санкции не надо применять? …Пусто в этом месте.

В-третьих, отчетливо проявляется стилистика внешней политики и вообще политики России.  Закрытость, тайные процедуры, двусмысленность, шатание. Ее приводные механизмы явно расколоты, побеждает то одна колонна, то совсем под другим номером. Вдруг во время встречи выясняется, что Россия и США ведут тайные переговоры с участием Финляндии. Самодиагностика российского политического механизма,  к сожалению, где-то на троечку.

А это, к сожалению, означает, что впереди новые ошибки, новые шатания, сдачи и сговоры. И оплачивается все это не только экономическим ущербом от санкций, политической изоляцией страны, но уже гробами, и не только украинскими.

А вместе с тем, не надо путать элиту, режим, перечисленные особенности и саму Россию. Те россияне, кто переживает, вносит свой вклад в помощь Украине, беженцам, ополченцам, здравому смыслу, достоинству, «важным вещам» – делают это потому, что Россия будет Россией всегда. Независимо от временных явлений.

Ответил: глава Центра, д.физ.-мат.н., д.полит.н. Сулакшин С.С.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
562
1771
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика