Дальнобойщики против «Платона»

Дальнобойщики против «Платона»

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

В ряде регионов России прошла массовая акция протеста дальнобойщиков. Они объявили забастовку в знак протеста против введения непомерных сборов за проезд по федеральным трассам. И частично были услышаны. Новые правила устанавливают не только тариф с перспективой роста, но и неподъёмный штраф за неоплаченный «входной билет» от 450 тыс. руб. до 1 млн. руб. Такие условия грузоперевозчики  считают несправедливыми, заявляя, что если Кабмин не отменит своё решение, то они саботируют работу в день нововведения.


ЧТО ПРИДУМАЛИ В МИНТРАНСЕ

Платная система «Платон», предполагающая  внесение платы за проезд по федеральным дорогам, поссорила грузоперевозчиков и дорожников. По задумке Минтранса, такая система сбора платы с большегрузов  будет компенсировать вред, который они наносят дорожному покрытию. Компании, которые специализируются на грузовых перевозках, должны будут заранее информировать о маршруте и вносить плату за проезд, а контролёром выступит назначенный правительством единый оператор. 

Водители большегрузных автомобилей в знак протеста проехали мощной колонной по федеральным трассам, но дороги не перекрывали. 


Припарковавшись на обочине, они развернули  плакаты и разбили пикеты, требуя отменить сбор или уменьшить размер тарифа, который вводится уже с 15 ноября текущего года. Уточним, что, согласно распоряжению Кабмина, перевозчиков обяжут платить 1,53 руб. за 1 км пути. Эта плата предусмотрена за проезд автомобилей массой более 12 тонн по федеральным дорогам общего пользования. Постепенно фиксированный размер оплаты будет расти: с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года стоимость проезда составит 3,06 руб. за 1 км пути. Кроме того, дальнобойщикам грозит штраф за неоплаченный проезд — 450 тыс. руб. (и 1 млн. руб. за повторное нарушение). Собранные средства, по планам Федерального дорожного агентства (Росавтодор), будут пополнять дорожный фонд и расходоваться на улучшение дорожных условий.

По данным РБК, собирать плату с владельцев грузовиков собирается компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) (с ней заключено концессионное соглашение), используя информационную систему «Платон». РТИТС на 50% принадлежит сыну миллиардера Аркадия Ротенберга, а ещё на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха».

Уточним, что ранее бизнес-о​мбудсмен Борис Титов обратился с просьбой к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву о моратории на введение платы для 12-тонников до 1 июля 2016 года. Он также обратил внимание премьера на завышенный тариф, попросив снизить его до 1 руб. за пройденный километр пути. На днях вопрос прояснился — мораторий невозможен. «Государство не вправе ухудшать для концессионера его условия», — пояснил заместитель главы Минэкономразвития РФ Олег Фомичев. Отметим, что Минэк изначально предлагало установить плату в 0,97 руб. за 1 км. «Мы исходили из того, что этой суммы будет достаточно для выполнения обязательств государства перед концессионером, государство не получает в бюджет прибыли, но при этом мы выполняем свои обязательства, — пояснил он. — Тариф, который принят (1,53 руб. за км) позволяет в бюджет определённые отчисления получать». По словам Фомичева, ведомство обратится в правительство с предложением продлить срок действия льготной ставки тарифа в 1,53 руб. на весь 2016 года, но это случится только в начале будущего года. 


ЧТО ГОВОРЯТ ДАЛЬНОБОЙЩИКИ

При этом дальнобойщики утверждают, что данная «реформа» от Минтранса приведёт к резкому росту цен на перевозимую продукцию, включая социально значимые товары. Это будет последствием завышенного тарифа, который и спровоцирует повышение цен на услуги. Фактически государство вынуждает перевозчиков повысить цены на перевозки, которые почти не менялись несколько лет (в отличие от подскочивших цен на топливо и комплектующие для фур). Если новый сбор будет включён в стоимость услуг по перевозке грузов, то поставщики товаров заложат его в потребительскую стоимость, а это повлечёт за собой удорожание самого товара. 

Дальнобойщики подчёркивают, что сбор непомерен с получаемой прибылью, предполагая и банкротство представителей малого и среднего бизнеса отрасли автоперевозок. 


По словам члена общественного совета Росавтодора, координатора  ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, «сбор за вред дорожному покрытию» —  попытка введения косвенного дорожного налога на всю экономику, так как на грузоперевозки завязано большое количество другого бизнеса (HoReCa, автосервис, диспетчерские конторы и т. д.)». По его оценкам, эти сборы приведут к уходу с рынка порядка 450 тыс. большегрузов (при общей цифре порядка 1,8 млн.), что в итоге обернется потерей 450 млрд. руб. в виде налогов для бюджетов всех уровней. Водители, участвующие в акциях протеста, заявляют, что если правительство не отменит своё решение, то 15 ноября они просто не выйдут на работу. 

Они также отмечают, что готовы платить дополнительные деньги за проезд, но не так много — например,  1 руб. за километр.  Участники акции в Подмосковье объясняют, что «платить 3,5 руб. за 1 км — это очень много: «В среднем за год по федеральным трассам фура проезжает 100 тыс. км. Получается, что  надо отдавать в год 350 тыс. руб.  Но нам же ещё и налог платить, и бензин дорожает, и машины ремонтировать надо». Кроме того, работать с таким сбором становится не совсем выгодным делом. Как рассказал один из участников акции, из 10 рублей, которые фактически зарабатывала на 1 км фура до нововведения, водителям оставалось максимум 8 рублей с учётом всех издержек (налогов, топлива и амортизации авто), теперь водители будут зарабатывать не больше 5 рублей на 1 км.

Возмущает их также то, что никто не объяснил им, как будет работать система, т.е. как согласовывать маршрут с оператором «Платона», как оплачивать проезд.


 «Нам никто ничего не объяснил толком. Мы на днях были в местном офисе в Люберцах — там сотрудники тоже ничего не знают, разводят руками, — рассказывает один из участников акции в интервью «Газете.Ru». — Очевидно, что пока многое не готово, чтобы начать взимать с нас плату за проезд». Правила известны, однако с ними знакомы не все водители «тяжеловесов». Предполагается, что грузоперевозчики должны будут зарегистрироваться на сайте системы, а перед рейсом пополнить счёт в личном кабинете. Затем им придётся либо оформить маршрутную карту, либо установить бортовые устройства, предназначенные для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам.

При этом дело обстоит не так просто. Как ранее писало РБК, бизнесмены опасаются, что штрафы будут начислять ошибочно, так как пилотное апробирование системы контроля и взимания платы не проведено. Сомнения развеял генеральный директор РТИТС Александр Советников, заверивший, что система взимания платы полностью готова к работе.

Акцию поддержали в Новосибирске, Тюмени, Ярославле, Ростове-на-Дону, Барнауле, Самаре, Рязани, Екатеринбурге, Ставрополе, Воронеже, Череповце, Коломне, Перми, Чувашии, Челябинске, Кирове, Оренбурге, Липецке, Смоленске, Черкесске, Нижнем Новгороде, Костроме, Красноярском крае, Ульяновске, Покрове, Ижевске, Твери, Орле, Омске, Петрозаводске и ряде других городов. Большинство участников — представители малого и среднего бизнеса.


ЧЕГО ДОБИЛИСЬ

Последние новости такие. На фоне протестных акций дальнобойщиков, которые прокатились волной по крупным российским городам, власти пошли на одну уступку владельцам 12-тонных грузовиков. В частности, штрафы за неоплаченный проезд с 15 ноября будут взиматься только в Подмосковье, а в остальных регионах — с мая. Об этом сообщил «Интерфакс», ссылаясь на заместителя министра транспорта Евгения Дитриха. «Плата вводится на территории всей страны. При этом принято решение, что с момента запуска системы (15 ноября 2015 года) штрафы за невнесение платы будут взиматься только на территории Московской области»,  — сообщил  он.

Однако такая выборочная справедливость участников акции из других регионов не устроила. Например, дальнобойщики Ростовской области готовы, видимо, к новым протестным действиям. Куратор прошедшей в регионе протестной акции Виктор Богданенко сказал: «Если власти к 15 числа (ноября — прим. Мозер) не одумаются, то перейдем к другим мерам».

Возможно, что дальнобойщики (и не только из ростовской области, а все, кто не добился сегодня поставленных целей) просто перекроют федеральные трассы 15 ноября. И какие аргументы будут тогда?

Что касается официального комментария, то он таков: на дорогах всей России штрафы будут взиматься только с 1 мая 2016 года, а с оператором связи — всё в порядке. «Оператор системы «РТ-Инвест Транспортные Системы» и ГИБДД МО уже провёл испытания системы контроля. На территории Московской области система контроля полностью развёрнута и с 15 ноября она заработает в боевом режиме», — уточнил замминистра. По мнению замглавы Минтранса, многие грузоперевозчики оказались не готовы к вводу системы, несмотря на масштабное информирование  о начале её работы с 15 ноября и о необходимости прохождения регистрации: «Мы видим, что пользователи откладывают регистрацию в системе на последний момент без объективных причин». Видимо, требования дальнобойщиков также оказались не совсем объективными …..



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3022
47510
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика