ЕАЭС накормит россиян?

ЕАЭС накормит россиян?

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Максимальную загрузку российским производителям опять пообещали в Минсельхозе. На этот раз ведомство предложило ограничить госзакупки импортного продовольствия для государственных и муниципальных заказчиков. Часть закупок должна переориентироваться на страны Евразийского экономического союза. Россия в этом ключе — самый слабый игрок. Она рискует втянуться в новые торговые войны, а отечественный закредитованный производитель — проиграть евразийскому предпринимателю, для которого включат зелёный свет.


СПИСОК «НА ВЫХОД»

Минсельхоз предложил запретить госструктурам покупать импортные продукты, если им есть альтернатива — провиант из России или из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В продовольственном перечне «на выход» — 23 наименования. Среди основных пунктов — мясная, рыбная, молочная продукция, а также рис, соль и сахар. В ведомстве полагают, что таким образом можно будет увеличить рынок сбыта отечественной продукции.

Как пишет РБК, ограничивать государственные закупки предлагается по правилу «третьего лишнего»: если в тендере участвуют как минимум две заявки от России и других стран из ЕАЭС (куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия), то заявка от поставщика импортного провианта  приниматься не будет. Проект пока не внесён в правительство, а дорабатывается с Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). В Минэк законопроект в целом поддерживают, но замечают, что некоторые положения, касающиеся подтверждения страны происхождения, требуют корректировки. А в ФАС замечают, что ограничительные меры могут сорвать сроки поставок. В списке уязвимых — детские садики, школы, социальные учреждения и больницы.

Кроме того, антимонопольная служба имеет замечания относительно продуктов, которые проходят переработку: «Например, рыбные консервы: банка или упаковка может быть отечественного производства или стран-участниц ЕАЭС, но не совсем понятно, какая рыба внутри». К слову, эти опасения не напрасны. 

ЕАЭС начал работу на базе Таможенного союза в январе текущего года. Один из ключевых моментов заключается в том, что страны так и не договорились в части санитарного и фитосанитарного регулирования. По многим нормам принимаются технические регламенты Таможенного союза, доминирующие над национальными техрегламентами. Проще говоря, нет единого надзорного механизма. Вместо этого надзорные ведомства каждой из стран могут принимать разные решения по одним и тем же правилам. Фактически создалась ситуация, когда на одном таможенном поле «евразийцы» следуют разным правилам игры.

Было время, когда надзорные ведомства соревновались в отчётности. К примеру, в прошлом году Россельхознадзор озвучил неутешительные итоги проверок. «Из ЕС незаконно ввезено около 7,5 тыс. т. мяса, которое затамаживалось в Европе либо на нейтральной полосе. 226 машин пришли с документами из Бразилии. Белорусские коллеги ни одну машину не вскрыли, иначе они увидели бы этикетки голландского и польского мяса, — рассказал руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт (в интервью РБК). И таких примеров недобросовестного ведения бизнеса было много. Затем пресса громила бывших лидеров продовольственного рынка страны — украинских и белорусских поставщиков — то за молочные товары с антибиотиками, то за бракованную колбасу.


БЛИЗКАЯ ИНИЦИАТИВА

Напомним, что в прошлом году Министерство сельского хозяйства РФ уже выступало с близкой  инициативой. Тогда запрет на закупки импортных продуктов питания для государственных и муниципальных заказчиков аргументировался тем, что качество зарубежных продуктов не отвечает должному уровню. Проверки, которые волнообразно прокатились по всей стране, громко подтвердили «предположения» чиновников. Контракты с недобросовестными фирмами расторгались, а в поставщики для школ, больниц, детских садов и социальных учреждений призывали региональных производителей. 

Минсельхоз поставил регионам задачу —  обеспечить импортозамещение поставок продуктов питания для бюджетных учреждений. Этот вопрос подогревался СМИ, которые выходили с «первополосными» новостями, демонстрирующими очередной театральный акт уничтожения продуктов из санкционного списка (а россияне тем временем набивали сумки такими продуктами со свалок). На местах задачу поняли правильно. Главы городов и сельских районов, выяснив вдруг зависимость Единых  центров  муниципального заказа  от импорта, требовали найти зарубежному продукту замену  на отечественном  рынке.

Однако, как накормить людей дешёвым, качественным, российским продуктом, пока ещё никто не придумал. Изобилия мяса, рыбы, сливочного масла, творога, сыров и прочего необходимого продовольствия со штампом «сделано в России» на магазинных полках не наблюдается. Овощи и фрукты даже на рынках выходного дня по большей части — родом из-за границы. Российский фермер на ярмарках скромно стоит в сторонке. У него — есть, что продавать, но ценник, как говорится, «аховый». Он должен «отбить» себестоимость с прибылью, покрыв все издержки. Европейский производитель располагает бóльшими преференциями.

Во-первых, бóльшая часть отечественной продукции имеет в своём составе импортную составляющую. Если чиновники говорят, что переориентироваться с импортного сырья на отечественное можно,  то бизнес утверждает, что этого сделать в современных реалиях невозможно, так как необходимое сырьё пока в России не производят. К примеру, «сырный рынок», который принципиально зависим от сырьёвой базы, совсем недавно рекламировался как почти успешно импортозамещённый. 

При этом в сыре теперь вместо натуральных сливок — дешёвое пальмовое масло, которое наша страна закупает рекордными тоннами. Пригодного для сыроделия молока в стране нет,  а  «пальмы»  завозится много, т.к., производить продукты с заменителем дешевле и быстрее в кризисное время, когда темпы роста «молочки» замедляются, а молоко стало для сыроделов дорогим дефицитом. Кроме того, в России не так много сыроварен, способных выходить на значительный ежегодный объём. 


НЕРАВНЫЕ УСЛОВИЯ

Ранее в Минэкономразвития отмечали, к примеру, что мясоперерабатывающая отрасль пострадала в кризисный 2014 год максимально, так как лишилась  импорта сырья из ЕС и Канады. Ведомство давало такие прогнозы: к 2017 году производство говядины вырастет всего на 2-4% к уровню 2013 года. Главной причиной называлась нехватка средств. 

Те же прогнозы делало и в отношении  молочной отрасли, подчёркивая, что  импортозамещение запрещённой к ввозу продукции в ближайшее время не состоится. Параллельно этому Минэк заявлял, что запрет импорта поддержит отечественное производство. Каким образом, правда, не уточнило. В прессе активно выдвигались версии (со ссылкой на министерские источники) о том, что  часть закупок переориентируется на Белоруссию и другие страны Евразийского союза. Только причём тут это?

Во-вторых, российскому закредитованному производителю нужна значительная помощь государства, на которую в кризисное время надеяться не стоит. Дефицитный однолетний бюджет «подрезал» многие статьи расходов по поддержке отечественного производителя, а это значит, что в целом пострадает вся отрасль АПК.

У европейского же производителя, потерявшего вакантное место на российском рынке сбыта, несмотря на все постановления и ограничительные меры, на данный момент всё равно больше шансов занять магазинную полку. Он пойдёт обходным путём, задействовав страны ЕАЭС, которые будут (в свою очередь) использовать транзитные беспошлинные каналы в собственных интересах и зарабатывать на реэкспорте. 


К примеру, импортируемая в Белоруссию свежезамороженная рыба из Норвегии, пройдя переработку на территории Белоруссии и поменяв код таможенной классификации, превратится в легальную белорусскую «рыбу солёную».  Изготовленные на белорусском предприятии рыбные консервы, заправленные норвежским лососем, запрещённым к ввозу на территорию России, без проблем попадут на российский рынок. Такой манёвр совершат европейские производители и в отношении своего сельскохозяйственного сырья и готовой  продукции пищевой промышленности. А белорусские производители будут закупать подешевевшее сырьё из стран ЕС и выпускать на рынок товар со штампом «сделано в Белоруссии», увеличивая свои поставки в Россию.

Получается, что, с одной стороны, потребителю будет из чего выбирать, а с другой — появление продуктов из санкционного списка на российском рынке противоречит постановлению правительства о введении ответных санкций. Безусловно, если государство привлечёт отечественного производителя к госзакупкам, то это будет очень для него хорошо. Вопрос в том, что чиновники опять ставят его в неравное положение.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Яблоки раздора

Это будет по-честному

Поймать волну: Белоруссия «отхватила» часть нашего продовольственного рынка



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
987
5451
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика