ФАС: где есть монополия, там процветает неэффективность

ФАС: где есть монополия, там процветает неэффективность

Закупки госкорпорациями в 95% случаях являются имитацией торгов, сообщил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.


«Этот закон существенно нуждается в изменении, поскольку 95% всех торгов, проводимых государственными корпорациями, — это имитация торгов. Это, по сути, единственные поставщики», — заявил Артемьев, выступая в Госдуме в рамках правительственного часа. По его мнению, необходимо реформировать законодательство в сфере закупок. Сейчас существует 2,5 тыс. способов проведения торгов, а нужно оставить семь и перевести их в электронную форму.

Также он предложил отменить устаревший закон о естественных монополиях от 1995 года, дополнив новой главой о них закон о конкуренции. Естественные монополии в России неэффективны, владеют слишком большим количеством непрофильных активов и не стремятся сокращать издержки, уточнил глава ФАС. «Там где есть эта монополия, там везде, к сожалению, процветает неэффективность», — подчеркнул он.

Ранее сообщалось, что Минфин России может стать единственным регулятором закупок госкомпаний. Письмо с предложением передать Минфину госзакупки по принципу «одного окна» министр открытого правительства Михаил Абызов направил первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову. В письме отмечалось, что Минфин сможет даже принудительно отзывать бюджетные обязательства на сумму полученной при закупках экономии. 


Справка: Госзакупки и закупки госкомпаний сейчас оцениваются примерно в 30 трлн. рублей. Создать каталог закупок к 2017 году должно Минэкономразвития. За законы о закупках отвечает Минэкономразвития. Минфин разрабатывал правила нормирования (ограничение цены и качества закупок в зависимости от должности заказчика), реестр контрактов и реестр банковских гарантий. Минфину подчиняется казначейство, отвечающее за Единую информационную систему закупок, но функциональные требования выдает Минэкономразвития. С 1 января 2017 годы эта система интегрируется с информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», операторами которой являются Минфин и казначейство.


Напомним, летом правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на предотвращение «откатов» при исполнении государственных заказов. Законопроектом предлагалось внести изменения в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части расширения единых требований к участникам закупки. Разработкой документа занималось Министерство труда и социальной защиты РФ.

По данным различных исследовательских и социологических центров, замеряющих современный фон в стране, которые могут придерживаться различных точек зрения относительно политического курса, проводимого нынешней властью, в последние годы темпы неформальной экономики и теневой экономики в России не снижаются. При этом подчеркивается, что теневая экономика — это совместный продукт коррумпированной власти и криминала.

Почти все они единодушно признают, что фиктивная экономика тесно связана с коррупцией, то есть с предоставлением льгот и субсидий с помощью коррупционных связей. Проще говоря, такая экономика — это экономика взяток, «откатов», отписок, жульничества, преференций, льгот и выгод для «своих», упрощающих условия «избранным» для входного билета в нужный кабинет, точных знаний, кто, кого и на каких условиях «крышует».

Кроме того, в России сложно разделить легальные и нелегальные виды бизнеса, так как большая часть влиятельных предприятий, прикрываясь законным бизнесом, занимаются нелегальной деятельностью. Впрочем, и не только они.

В 2009 году в интервью «Российской газете» председатель СК при прокуратуре Александр Бастрыкин заметил, что «следственным органам, юристам и вообще государству, надо повернуться лицом к экономическим преступлениям и начать по-настоящему и очень профессионально в этом направлении работать», подчеркнув, что «должна быть и воля государства в целом». «Почему возглавляя какую-то крупную финансовую, экономическую, хозяйствующую единицу, ее глава считает нормальным откат — многократный, многопроцентный? И пока не получит — ничего делать не хочет», — задался вопросом сам Бастрыкин.

При этом оборот коррупционных денежных средств в различных сферах ежегодно достигает внушительных цифр, несмотря на борьбу с коррупцией, которую ежегодно громко объявляют с трибун, а методы борьбы с ней называют эффективными. Ведомственная статистика Следственного комитета, МВД и Генпрокуратуры даже если и снижается, то формальным образом, как думается, так как в России всё еще успешно работает правило — без отката никто и «ничего делать не хочет».




Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
336
920
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика