Горизонт бюджетного планирования сузят: но это уже было

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

В Правительстве могут отказаться от трёхлетнего бюджета, приняв главный финансовый документ страны только на 2016 год. Главная причина — «экономическая неопределённость».

Правительство РФ может отказаться от стратегического планирования экономического развития и ресурсного обеспечения государственных нужд на ближайшие три года и остановиться только на краткосрочном планировании — только на год. Об этом сообщил помощник президента Андрей Белоусов. «Интриги никакой нет. С учётом большой экономической неопределенности есть смысл в виде исключения отказаться от подготовки бюджета на трехлетку и принять бюджет только на 2016 год, просчитав чисто индикативно параметры ещё на два года», — пояснил он, подчеркнув, что правительство «с большой долей вероятности» обратится в Госдуму с предложением внести соответствующие поправки в Бюджетный кодекс.

Ранее СМИ сообщали, что финансово-экономический блок правительства выступает за антикризисное решение по «трёхлетке», то есть за возвращение к однолетнему бюджету из-за невозможности спрогнозировать на долгосрочную перспективу целый ряд факторов. Среди них  — возможное усиление санкций, сырьевая конъюнктура, курсовые качели и темпы развития экономики Китая. Кроме этого, предполагается перенести дату внесения бюджета в Госдуму с 1 октября на 25 октября. Объясняется это тем, что Минфин не успевает составить бюджет из-за позднего обновления макропрогноза.​«Сегодня прогнозировать доходы бюджета на трёхлетку практически бесперспективно. Поэтому есть предложение сосредоточиться на бюджете одного года», — прокомментировал вопрос глава парламентского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он также подчеркнул, что, если решение будет принято, то Госдума должна уже в сентябре принять поправки в Бюджетный кодекс.

Но что поменялось? И раньше точно также все прогнозы правительства были на уровне «пальцем в небо». Что-то это решение напоминает. Например, запрет на опубликование гибели солдат в мирное время. Не нужно населению знать, сколько солдат гибнет в «отпусках» на Донбассе. Там, якобы вообще солдат нет. Враньё тянет за собой новое вранье. Готовится, если верить СМИ, и запрет на обсуждение роста цен, спада экономики – не надо населению знать плохие новости. Ему только хорошие новости про рейтинг президента знать предписано.Так и здесь. Прогноз неуклонного сползания страны в деградацию и кризис от Правительства в виде трёхлетнего бюджетного плана в преддверии выборов — дело неблагодарное. Они знают, куда дело идёт, но ничего менять не собираются. И даже признавать и говорить об этом уже запрещается. Напомним, что в кризис 2008-2009 гг. трёхлетний бюджет также был пересмотрен и принят однолетний, однако тогда прозвучало мнение вообще отказаться от практики утверждения трёхлетнего бюджета в пользу однолетнего. Но ничего не вышло.

В кризис 2008-2009 гг., депутаты Госдумы сначала предложили вообще отказаться от трёхлетнего бюджета в пользу однолетнего, однако затем одумались, отметив тогда, что, «однолетний бюджет», прежде всего, это — антикризисная временная мера. Впервые трёхлетний бюджет был принят в 2007 году на 2008-2010 годы. Бюджет-2009 пришлось значительно корректировать, так как он был подготовлен в докризисный период. Как тогда отмечали в Кремле, при разработке финансового плана на 2009 год исходили из главного параметра — предполагаемой цены на нефть. Тогда она ожидалась в пределах $95 за баррель, однако реалии мирового финансового кризиса в те годы были таковы, что цена на нефть колебалась в пределах $ 40 за баррель. В 2008 году цены на нефть рухнули на рекордные 60%. План главного финансового документа страны пришлось срочно пересмотреть и скорректировать расходы бюджета уже после выделения средств на поддержку различных отраслей экономики. Бюджет-2015 исходит из цены на нефть в $50 за баррель. При таком положении дел предполагалось, что обсуждение трёхлетнего бюджета будет проходить в накалённой обстановке, так как дефицит бюджета стал двузначным, но вышло иначе.

Может ли правительство вернуться к однолетнему бюджету? Этот вопрос сегодня актуальный. Простой пример. Если крупные компании, которые ведут госзакупки, могут как-то «перезимовать», то иностранные инвесторы, которые уже много лет подряд говорят о непривлекательном инвестиционном климате в России, могут забыть к нам дорогу.С одной стороны, в условиях экономической нестабильности делать долгосрочные прогнозы и брать их за основу при планировании «трёхлетки» — сложная задача. Однолетний же бюджет позволяет оперативно вносить правки в статьи расходов.С другой стороны, «трёхлетка» составляется как «скользящий» документ, то есть даёт возможность корректировать показатели на второй и третий годы финансового плана. При этом деньги под конкретные статьи расходов выделяются не сразу, а только тогда, когда плановый год становится первым. И однолетний бюджет в «трёхлетке», так или иначе, существует как составная её часть.

Принципиальным является то, чтобы государство планировало своё будущее, особенно сегодня — в сложное экономическое время в условиях не менее трудных политических реалий. Но беспомощность несуверенного государства, зависящего от внешней конъюнктуры, никакого планирования, естественно, обеспечить не может. Все это еще один диагноз либеральной России. Звучит почти как в военкомате: «не годна».



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3052
48137
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика