Как модернизировать естественные монополии с минимальными потерями?

Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор Степан Сулакшин

Для ответа на этот вопрос необходимо прежде всего разобраться, а что же это такое «естественная монополия»? Путем несложных изысканий выясняется, что это такая форма организации производства, которая наиболее эффективна из всех других в данных конкретных условиях, в данной конкретной стране.

Поэтому, когда Герман Греф, будучи министром экономического развития, предлагал распилить все естественные монополии на кусочки и заставить их   конкурировать друг с другом – расценивать появление этих инициатив иначе, как следствие некомпетентности или сознательного вредительства не приходится. Элементарное исполнение этих заветов в виде, например, отмены перекрестного субсидирования железнодорожных перевозок привела к недавнему скандалу с ликвидацией маршрутов пригородных электричек в регионах.

Известно, что пригородное пассажирское сообщение, убыточное в регионах, всегда дотировалось за счет более рентабельных грузовых перевозок. Это перераспределение финансов было возможно в рамках единого железнодорожного комплекса. Когда же его, следуя логике либералов, «раздербанили» и отменили перекрестное субсидирование, то в результате получили абсолютно убыточные маршруты с неясными источниками их финансирования. Это диверсия, чистой воды.

Поэтому модернизация монополий России должна проходить (причем речь идет не только о федеральных монополиях - они есть и на региональном уровне) прежде всего в направлении увеличения прозрачности баланса этих хозяйств. Это позволит перейти к регулированию тарифов естественных монополий не по формуле: «инфляция +», а по формуле «издержки +», т.е. плюс та норма прибыли, которую государство установит, чтобы эти хозяйственные комплексы развивались. 

Экспертами нашего Центра такого рода вопросы прорабатывались, у нас были очень интересные расчеты тарифообразования естественных монополий, мониторинг инфляции в связи с ростом их тарифов. Для России естественные монополии и концентрация производства благотворна, «дербанить» их на конкурирующие огрызки смертельно опасно, наоборот эту концентрацию надо масштабировать, но, конечно, не в руках частника. Особенно, если речь идет о стратегически и социально значимых для государства хозяйствах.  


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
324
878
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика