Как по российскому законодательству может быть принят новый субъект Российской Федерации в ее состав?

Конституция России определяет, что принятие в Российскую Федерацию нового субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом. Такой закон существует.

Это Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Однако, этот закон никак в существующем виде не применим для случая Крыма. Дело в том, что по закону и по ситуации с Крымом в данном случае речь идет о принятии в состав России части иностранного государства.

«Ст.1. 1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.».

В этом случае по закону необходимо, чтобы само иностранное государство выступило с инициативой передать свою часть в состав России. И оно же должно заключить с Россией международный договор о передаче части своей территории в состав России.

«Статья 4. 2. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (далее - международный договор), заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством.

Статья 6. 1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, является данное иностранное государство.».

Поэтому Россия в виду перспективы решения на референдуме Крыма и Севастополя о намерении войти в состав России в качестве субъекта (субъектов) Российской Федерации должна изменить вышеуказанный конституционный закон. Принимается Федеральный конституционный закон Федеральным собранием Парламентом России при условии голосования конституционным большинством и затем подписывается Президентом РФ. Вся процедура требует определенного времени в связи с действующим регламентом.

Конституция РФ устанавливает следующее.

«Ст.108 . 2. «Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.».

Именно поэтому российские законодатели говорят о том, что необходимо взамен существующего принятие другого закона о т.н. упрощенном порядке принятия новых субъектов Российской Федерации.

Сложность тут в том,  что без согласия центрального государства принятие его части в состав России принципиально конфликтно. На международном языке такой акт (при всех гуманитарных обстоятельствах, отсылках к праву народов на самоопределение) означает аннексию. Аннексия и война в международных отношениях – вещи неразрывно связанные.

Мир в этом случае,  на сегодня уже фактически консолидированный вокруг идеи украинской суверенности и территориальной целостности, не признает такой цепочки российских действий и обоснований,  и  займет проукраинскую, антироссийскую и антикрымскую позицию. Все последствия будут направлены по этим двум адресам.

С теоретической правовой точки зрения закон,  в котором признается право России на принятие в свой состав против воли центрального государства его часть по воле только этой части, может апеллировать к международно признанному праву наций на самоопределение. Однако, эта норма крайне конфликтоопасна и вероятность войны при ее реализации в современном мире слишком велика. Мягкие разводы типа Чехии и Словакии – это исключение. Правило – это Грузия и Абхазия, Косово и Сербия, наш Северный Кавказ, Ирак  и курдская проблема, Джамму и Кашмир и т.п.

Проблема подобной записи в российском законе несомненно породит напряжение со всеми  странами российскими соседями, наращивая и без того уже заметную политическую изоляцию России.

Но теоретически есть еще одно положение, что миром управляют не только сухие нормы права. Миром правит и справедливость. Их взаимодействие происходит не в обычной человеческой жизни, хотя пронизывает и ее,  происходит оно еще и в  политическом процессе. Войны не всегда бывают тривиально грабительскими и захватническими, подлежащими безоговорочному осуждению, войны бывают освободительными  и справедливыми, защищающими малые народы и высокие гуманистические  идеалы. Но никто не может ни желать войны, ни искать  для этого оправдание.  Хотя и это правило тоже непростое, если речь идет об отечественной, оборонительной, освободительной войне. 

В этом и заключается сложность для российских законодателей и  политического руководства страны.

Ответил: д.полит.н., д.физ.-мат.н. Сулакшин С.С.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
2393
9080
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика