Конфликтная комиссия: театрам прописали согласование с Минкультом

Конфликтная комиссия: театрам прописали согласование с Минкультом

В творческих «просчетах» будут разбираться не чиновники, а сами деятели культуры. Новая инстанция призвана встроиться в политику развития театрального искусства, озвученную ранее и главой государства, и главой Минкульта.


Министр культуры РФ Владимир Мединский и председатель Союза театральных деятелей (СТД) РФ Александр Калягин договорились встретиться в конце декабря по поводу создания конфликтной комиссии, которая в оперативном режиме могла бы обсуждать спорные вопросы в театральной сфере, сообщает ТАСС. По мнению Калягина, «идея общественного совета витала в воздухе». «И в последнее время, когда то и дело возникают конфликтные ситуации, необходимость в такого рода общественном объединении очевидна, ведь ясно, что разбираться должны не чиновники, а сами деятели культуры, — пояснил он. — И я приветствую идею Валерия Фокина, мы уже переговорили с Владимиром Ростиславовичем Мединским и договорились, что в конце декабря встретимся и определим параметры работы».

Идею создания такой комиссии высказал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин на совместном заседании Совета при президенте РФ по культуре и искусству и президентского Совета по русскому языку, которое состоялось 2 декабря в рамках проходившего в Санкт-Петербурге V Международного культурного форума.

По мнению автора идеи, «в виду всяческих напряжений, сотрясающих в последнее время театральный мир, было бы неплохо сформировать некий рабочий совет из руководителей театров Москвы, Санкт-Петербурга, других городов страны, которые могли бы совместными усилиями в оперативном порядке решать возникающие острые вопросы».

При этом ряд СМИ еще в январе этого года отмечал, что специальная комиссия при Минкульте будет предварительно прочитывать произведения только новых драматургов, а затем озвучивать свое решение чиновникам, за которыми закрепляется последнее слово — разрешать или запрещать. На классические произведения такая процедура не распространяется, отмечала «Медуза».

По мнению Фокина, «надо отстаивать право на свободу творчества, не умаляя важности личной ответственности художника». Об этом он заявил в интервью питерскому «Эху Москвы». На вопрос ведущего о том, «не станет ли учет и контроль пьес молодых авторов обязательным уже в скором времени», Фокин ответил, что «такая опасность всегда есть». «Конечно, такая опасность есть: в тенденции к внутренней цензуре, которая уже есть, внутренняя, к какому-то контролю — она существует, она развивается, поэтому всякое может быть. Тут надо быть очень внимательными, и настороже, и в борьбе. Обязательно», — пояснил он.

Ранее государство объявило курс на модернизацию культурной политики, прописав основные тезисы этого процесса в «Стратегии государственной культурной политики». Также есть президентский указ о госкультполитике. В первом документе обозначено семь главных проблем в культуре, которые необходимо решить до 2030 года. Это сокращение влияния российской культуры в мире, разрыв единства культурного пространства внутри страны, диспропорции развития культуры в регионах, ослабление семейных ценностей, низкие темпы модернизации инфраструктуры и снижение роли культуры в процессе социализации личности и гармонизации общественных отношений. А во втором документе впервые называются институты, которые будут определять то, что является благом для народа, а что нет: для разработки и реализации государственной культурной политики необходимо сформировать структуры (институты) по выработке, обеспечению реализации и мониторингу достижения целей государственной культурной политики» (см. гл. VII. Комплексное совершенствование системы управления — прим. ред.).

При этом основной тезис «Стратегии государственной культурной политики» — после развала СССР модель культурной политики не изменилась, значительная часть культуры по прежнему финансируется из бюджета РФ, что провоцирует «иждивенческие настроения в отношении обязательств государства». «Унаследованный от советской модели патернализм оборотной своей стороной имеет специфическую проблему формирования у части субъектов культурной политики иждивенческих настроений в отношении обязательств государства», — говорится в документе.

Проще говоря, с самой высокой трибуны заявлено, что культура сидит на шее у государства. Если хотите развлекаться, то развлекайтесь за собственный счет, а «государство будет вкладываться, инвестировать только в те проекты, которые дают прирост национального культурного и человеческого капитала». Государство будет поддерживать «только талантливое и социально значимое», идущее на пользу развитию страны, ее единству.

Такой посыл понятен. У государства есть ограниченное количество денег. И государство должно понимать, куда надо вкладывать, чтобы отвечать заявленным задачам и достигать поставленной цели, чтобы не бояться тратить, чтобы не появлялись неудобные вопросы.

Ещё в 2014 году министр культуры России Владимир Мединский четко обозначил, что «Основы» — это всероссийское техзадание для деятелей современной культуры, которые хотели бы получить для своих проектов поддержку государства», рассказав тогда еще о проекте программы «Основы государственной культурной политики» в интервью газете «Коммерсантъ». 




Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6912
19218
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика