Крупнейшие российские банки могут возглавить новое рейтинговое агентство

Предполагается, что лидеры отечественного банковского сектора выступят учредителями нового национального рейтингового агентства. Задача авторов идеи состоит в том, чтобы с нуля создать новую структуру, которая должна стать лидером внутреннего рынка.


Об этом сообщает «Интерфакс», ссылаясь на источник в банковских кругах:  «Банкам (и частным, и государственным) будет предложено стать акционерами рейтингового агентства, которое будет создаваться с нуля. Поскольку по закону банкам можно владеть в рейтинговом агентстве не более 20%, то речь пойдет о том, что банков должно быть не менее пяти».

Разработкой и выводом на рынок нового агентства может заняться вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова, много лет проработавшая в Standard & Poor's, входящего наряду с  Moody's и Fitch Ratings  в «большую тройку» международных рейтинговых агентств. Кандидатура Трофимой  подходит по всем ключевым профессиональным параметром. Сегодня она курирует в банке Центр рейтингового консультирования, который в весной этого года стал консультантом Минфина по сопровождению кредитных рейтингов России.

Вторым назначенцем может стать Павел Самиев – экс- исполнительный директор  «Эксперт РА» − российского и международного рейтингового агентства, входящего  в состав международной группы RAEX .

По другим данным, в проекте участвуют  только государственные банки. Регулятор в лице ЦБ РФ не подключается к капиталу новой структуры, несмотря на то, что такой вариант рассматривался. Причина −  возможный конфликт интересов между банкирами и акционерами рейтингового агентства.  «Мне это представляется крайне сомнительной затеей, потому что наличие банков в числе акционеров рейтингового агентства создает довольно жесткий конфликт интересов,– поясняет Дмитрий Гришанко − глава «Эксперт РА». − По европейскому законодательству, если доля банка в рейтинговом агентстве больше 5%, то оно не может рейтинговать ни банк, ни его клиентов, ни другие аффилированные лица. Это достаточно большое ограничение для деятельности рейтингового агентства». Он также отмечает, что создание нового рейтингового агентства нельзя рассматривать как исключительно способ финансовых вложений с расчётом на возможную прибыль, указывая на то, что рейтинговый бизнес в стране малорентабельный. Однако такой вариант возможен, если по проекту будет принято «какое-то политическое решение, но это другая тема».

Как будет реализовываться этот проект, пока судить сложно: успешное вхождение нового агентства на рынок во многом определяет то, кто его возглавит, а этот вопрос пока остаётся закрытым. Сегодня можно  говорить только об острожных прогнозах.

Очевидно и то, что основным двигателем проекта может стать только доверие рынка к новому игроку в рейтинговом бизнесе. «Будет ли рынок доверять этому человеку, поверит ли в способность не только организовать качественный анализ, но и выстроить «китайскую стену», чтобы не было преференций к акционерам агентства и их клиентам», − объяснил «Интерфаксу» один из его участников. 

Для нашей страны  вопрос репутации и надёжности информации сегодня – основополагающий. Современные реалии обозначали время информационной войны, когда её задача заключается уже не только в дискредитации определённого лидера мнения или государственного курса России, но и в подрыве доверия к источнику информации как таковому, на который ориентируются регуляторы. Например, пенсионные фонды и управляющие компании, принимая стратегические решения об инвестировании пенсионных накоплений, могут учитывать рейтинги только одного российского агентства из девяти.

В российском реестре аккредитованных рейтинговых агентств значатся 9 компаний, включая филиалы иностранных агентств (Moody's Interfax, ООО «Мудис Восточная Европа», филиалы Fitch и S&P, Национальное рейтинговое агентство, РА АК&М, «Рус-Рейтинг», ЗАО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА»» и ООО «Группа рейтинговых агентств «Эксперт РА».

Идеи выстраивания новой структуры предшествовали кризисные события, утяжелённые  «украинским  фактором» и «санкциями». Весной прошлого года бдительное око власти обратилось к результатам  работы международных агентств, которые активно и планомерно ухудшали рейтинги РФ. Это стало первой ласточкой. Так началась разработка  законодательного регулирования в сферы рейтинговой деятельности. Со стороны Кремля были даже угрозы в адрес международных агентств, сулившие последним расторжения расторжением договоров. Но такой крайний вариант остался только на словах. При этом именно государство, хоть и не участвует напрямую в образовании нового агентства, заинтересовано более всех в развитии института рейтинговых агентств в России.  


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
3159
23842
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика