Летайте самолётами «Аэрофлота», но не обязательно…

Летайте самолётами «Аэрофлота», но не обязательно…

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Не ходите в сеть через рабочие компьютерыи гаджеты, не пользуйтесь Google, Yahoo и WhatsApp. Всё это — опасно для вас лично и небезопасно для страны в целом. Вокруг — жучки и скрытые камеры от иностранных шпионов. А теперь и зарубежные авиакомпании оказались в списке «невостребованного» для российских чиновников.


Президент России Владимир Путин подписал соответствующий указ. В частности, внесены изменения в порядок командирования федеральных госслужащих. Согласно новым правилам, чиновники могут летать только на самолётах российских авиакомпаний или на самолётах стран из Евразийского экономического союза. Исключения из правил, правда, есть. Как сообщается на сайте Кремляоно возможно, если указанные авиакомпании «не осуществляют пассажирские перевозки к месту командирования гражданского служащего либо когда оформление проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на весь срок командировки гражданского служащего».

Указу предшествовали некоторые неоднозначные события. Ещё весной гендиректор «Аэрофлота» сделал антикризисное заявление — предложил пересадить госслужащих на самолёты российских перевозчиков. «Надо летать любой отечественной авиакомпанией… Необязательно, что это будет «Аэрофлот»», — подчеркнул тогда он, аккуратно проведя параллель с Китаем, где чиновникам запретили пользоваться услугами зарубежных авиакомпаний, если на направлении работает национальный перевозчик.

При этом немного ранее он заявил (в интервью «КП») почти крамольную по нашим временам вещь, а именно, что из кризиса авиационную отрасль могут вытащить зарубежные компании, если им сдать в аренду наши самолёты вместе с экипажем: «Наши пилоты по закону могут работать за границей. Но почему-то я не могу передать самолёт с экипажем в аренду иностранной компании. Почему?». Ответ, видимо, указал бы на врагов с того дальнего берега. При этом Виталий Савельев не зря тогда так разоткровенничался. Его «Аэрофлот» включён в список системообразующих предприятий, которые Кабмин спасает в кризис. Не всем так повезло.

Среди главных настоящих проблем российских авиаперевозчиков — закредитованность авиаотрасли, а также — выросшая стоимость авиатоплива. Большинство авиакомпаний работает сегодня только на выплаты долгов и закупает топливо по общемировым ценам, которые постоянно растут. Это вынуждает или поднимать цены на авиабилеты, или сокращать маршрутные сети, или уходить в тень. Многие банкротятся, всех не спасёшь, а почти 130 авиакомпаний при неразвитой инфраструктуре — слишком тяжкая ноша.

Если денег у государства или бизнеса нет на создание эффективной инфраструктуры в авиаотрасли, то её надо грамотно перестроить. Об этом говорят многие участники гражданского авиарынка. Реалии же таковы, что одно банкротство компаний сменяет другое. Очевидно, что это не выход, а казна — не бездонная бочка. Фактически, когда для отрасли надо было принимать быстрые решения, например, если не хватало пилотов, то надо было их набрать хоть за рубежом, то законопроекты проходили длинными коридорами Госдумы — и не раз. А тем временем — кризис только разгорался. При этом новых решений не предлагалось.

В своё время американцы, которых мы сейчас ругаем за всё, что было, есть и даже за то, чего ещё не было, сделали почти невозможное с нашей точки зрения. Это было в 2001 году, когда в авиаотрасли случился кризис после теракта 11 сентября. Спрос на авиаперевозки упал колоссально. Компаниям надо было что-то быстро делать, чтобы не остаться в банкротах. И тогда они договорились между собой, одновременно остановив работу 30% парка ВС. В итоге сократилось количество самолётов, соответственно и траты, а ни одна авиакомпания не разорилась.

Во-первых, можно ли такое представить в российских реалиях? Во-вторых, когда временные, но эффективные решения, требующие молниеносной реакции, предлагаются у нас, то они не проходят со ссылкой на различные законодательные акты. В результате всё возвращается в исходную точку: одни авиакомпании банкротятся, другие — перекупаются, третьих — тянет государство. 

И кризисы для участников отечественного рынка авиаперевозок проходят по обкатанной жизнью схеме, учитывая и тренды политических сезонов. В данном конкретном случае это — импортозамещение в духе «бей врага». Только кому от этого лучше? Конфликт интересов с Западом когда-нибудь да завершится, их самолёты вернутся к нам, а наши компании останутся с прежними нерешёнными проблемами. И государству опять придётся думать, кого накачивать деньгами, а кого банкротить, если не прямо, то косвенно.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Вход — запрещён: госслужащим могут запретить «ходить» в соцсеть через рабочие компьютеры и телефоны

Летать станет дороже: стоимость авиаперевозок может вырасти из-за ухода с российского рынка иностранных компаний



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
920
35507
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика