Минфину пока сказали «нет»

Минфину пока сказали «нет»

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии 

Сэкономить на пенсионерах и нефтяниках, спасая дефицитный бюджет, не получилось. Правительство не пропустило сценарий секвестра бюджета от Минфина, отправив его думать дальше. В списке «идеологических» несогласных — ряд отраслевых министерств, которые не пропустили десятки новых инициатив по сокращению социальных расходов.


Сценарии бюджета: Минфин написал два сценария секвестра бюджета на 2016 год. Первый экономит 769,3 млрд. руб. расходов, а второй — 1,3 трлн. руб. При этом наибольшая доля экономии бюджетных трат приходится на изменение пенсионного законодательства. Кроме того, предлагается модифицировать формулу расчета НДПИ на нефть так, чтобы пополнять казну за счёт «девальвационных» доходов нефтяников. Оба варианта не прошли правительственный фильтр под внимательным оком президента Владимира Путина, который провёл на днях правительственный «час» с министрами и бизнесом, правда, бизнес представлял только Игорь Сечин — президент, председатель правления «Роснефти», а также один из самых дорогих топ-менеджеров в России.

Единственный вопрос, который получил одобрение это — макроэкономический прогноз на 2016 год: цена нефти для расчёта бюджета закладывается на уровне $50 за баррель, а инфляция на конец 2015 года — 12,2%.

Обе редакции бюджета содержат ряд спорных моментов. Среди них — индексация страховой части пенсии, заморозка накопительной её части, а также исключение дополнительных «девальвационных» доходов у нефтяных игроков. Эти вопросы будут ещё раз рассмотрены сначала в правительстве, а затем и у президента.

Сокращение бюджета Минфин решил рассмотреть, отталкиваясь от уровня расходов трёхлетнего бюджета на 2016–2018 годы, одобренного правительством этим летом. Суммарно по первому варианту будет сэкономлено 3,6 трлн. руб., а по второму — почти 6 трлн. руб.

Что предлагали для нефтяников. Увеличение налоговой нагрузки для нефтяников — один из главных пунктов бюджетной редакции. Суть в том, чтобы в будущем году, рассчитывая поступления от НДПИ на нефть, закладывать фиксированный курс рубля к доллару за 2014 год (38 рублей) с индексацией по инфляции текущего года. По оценке финансового ведомства такая инициатива даст федеральной казне дополнительные доходы: в 2016 году — 609 млрд. руб., в 2017 году — 525 млрд., а в 2018 году — 476 млрд.

Против рекомендаций Минфина по своей линии работы, в частности, выступили Минэнерго, Минприроды и Минэкономразвития. Скорректированная формула на нефть «убьёт» добычу самых эффективных месторождений, а расчёты Минфина по налоговому эффекту сделаны в завышенном ключе — такую оценку дало МЭР. «Подобная мера отрицательно скажется на экономике действующих месторождений и, по сути, «убьет» добычу на самых эффективных с точки зрения налоговой отдачи месторождениях, — сказал замглавы ведомства Николай Подгузов. — Очевидно, что в случае падения добычи снизятся и налоги». Он также отметил, что расчёты Минфина по налоговому эффекту на сотни миллиардов рублей завышены и выработаны из расчёта стабильной добычи. При этом налоговый эффект — временный, так как уходит в плюс только в 2016 году, а затем  переходит в минус. Игорь Сечин инициативу Минфина также не одобрил. А  глава финансового ведомства Антон Силуанов сообщил, что окончательного решения по НДПИ пока нет, но обсуждались разные предложения, в том числе и по экспортной пошлине на нефть, и «эти вопросы будут решаться в комплексе».

Что предлагали для пенсионеров. На начальном этапе подготовки секвестра Минфин решил повысить пенсионный возраст мужчинам и женщинам до 63 лет с 2018 года, а затем переиграл. Уточним, что на данный момент женщины выходят на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60 лет. В новой вёрстке документа ведомство остановилось на том, чтобы отправлять всех на заслуженный отдых в 65 лет, но уже в 2016 году. Первый сценарий рассчитывал увеличение пенсионного возраста на шесть месяцев в год (бюджетная экономия — 112,7 млрд руб.), а другой — форсированное, на один год ежегодно. Экономия бюджета составила бы 112,7 млрд. руб. и 225,5 млрд. руб.

Это предложение на совещание у президента не обсуждалось, однако в обществе реакция на эту инициативу была достаточно резкая: и среди простых россиян, и среди самих чиновников. Глава Минфина Антон Силуанов не раз подчёркивал, что необходимо решить вопрос повышения пенсионного возраста, так как этопозволит сбалансировать пенсионную систему и не увеличивать налоговую нагрузку на компании. После данной оценки с Минфином не согласилось и некоторое думское большинство. Общее мнение выразил вице-спикер Госдумы Андрей Исаев, курирующий социальную сферу, заявив, что «сейчас Россия не готова к повышению пенсионного возраста», а также уточнив: «Цифры экономии от повышения пенсионного возраста, которые называет министр финансов, не соответствуют действительности».

Кроме того, индексация пенсий по уровню прогнозируемой инфляции также не была поддержана. Оба сценария секвестра бюджета рассчитывали индексировать страховую часть пенсии на 4% ежегодно в 2016–2018 годах. Ещё летом ведомство предлагало индексацию в 2016 году на уровне 5,5%, в 2017-м — 4,5% и в 2018 году — 4%, хотя по закону пенсия должна была бы индексироваться по прогнозной на данный момент инфляции 2015 года, а она может составить не менее 12 %.

Под удар Минфина могли попасть и работающие пенсионеры, у которых могли «забрать» страховую часть пенсии: в первом варианте в 2017 году, а во втором — в 2016 году. Единственный момент — речь идёт не о простых пенсионерах, а о тех, у кого годовой доход составляет или 1 млн. руб., или свыше 500 тыс. руб.

Что предлагали для чиновников  или сократить на 10% штат госслужащих, или частично сократить сервисные блага от государства в виде санаторного лечения и транспортного обслуживания. Билеты бизнес-класса и Vip-залы могут стать настоящей роскошью, если эти пункты останутся в редакции однолетки.

Какой будет следующая презентация от Минфина — покажет время. Для ведомства сейчас главное — в кратчайшие сроки найти компромиссы с правительственными блоками, а как это возможно, если ведомство оказалось на низком старте? Оба варианта, озвученные им, предлагают «жёсткую посадку» на кризисное поле страны, которая к этому не готова. Это понимают и в Белом доме, и в Минфине. И не пропускаются президентом, который обычно к Минфину прислушивается очень внимательно. «Наверху» публично заявляются совсем иные ценности от государства в сложное экономическое время, чем те, которые россиянам предлагает конкретный проект бюджета. Каким в итоге окажется бюджетное планирование? Просто «резать» статьи расходов, переносить сроки рассмотрения сегодня уже может и не получиться у Минфина, который мастерски владеет этим ремеслом. А пускать пыль в глаза становится опасно даже для высоких чиновников. Возможно, что ведомство всё-таки договорится с блоками и представит оптимальный вариант — тот самый, которого все ждут. Вопрос в том,чью выгоду он отразит: россиян, государства или отдельных держателей власти. Тогда и станет понятно, какова цена тиражируемым заявлениям в духе «надо принять выверенные решения, имеющие цель укрепить экономический потенциал страны, так как для этого у нас всё есть».



ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Повышение пенсионного возраста или за счет кого заткнуть дыру в бюджете?

Суверенен ли российский бюджет

Слишком много денег: крутые виражи бюджета

Повышение пенсионного возраста лишит граждан пенсии

Индексация пенсий: ждите лучших времен

Пенсионная система: триллер с предсказуемым концом

Зачем правительство сохранило накопительную часть пенсий



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2801
11504
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика