Минздрав: губернаторам поручили контролировать цены на лекарства

Минздрав: губернаторам поручили контролировать цены на лекарства

Глава Минздрава Вероника Скворцова призвала регионы не поднимать цены на лекарственные препараты, а работать в выгодном формате, который предлагает государство. Фактически от них потребовали контролировать и то, что регулируется в цене государством, и то, что живет по законам рынка.


Стоимость годового курса лекарств по федеральным закупкам почти в два раза ниже, чем то, что закупают регионы, заявила глава Минздрава России Вероника Скворцова. Регионы не достигают поставленной ранее цели — избежать неоправданного удорожания лекарственных препаратов. Следить за региональной ценовой политикой призвали местных губернаторов и мэров. Фактически от них потребовали контролировать и то, что уже регулируется в цене государством, и то, что живет по законам рынка.

Глава Минздрава отметила что в этом году удалось значительно снизить цены на лекарства отечественного производства, сэкономив тем самым полтора миллиарда рублей. «В этом году путем серьезной работы с производителями лекарственных препаратов нам удалось существенно снизить цены на отечественные лекарственные препараты, те, которые стали производиться по полному циклу. Экономия ресурсов федерального бюджета составила 1,5 млрд. рублей», — поделилась глава Минздрава Вероника Скворцова с журналистам по итогам совещания у президента РФ с членами правительства.
По ее словам, аналогичная ситуация складывается и вокруг препаратов антиретровирусного направления — ВИЧ-инфекций. «По ряду позиций по отечественным препаратам цены упали в 2,5 — 3 — 3,5 раза. И в целом стоимость лекарств сократилась по сравнению с прошлым годом на 40%», — уточнила министр.
Глава Минздрава рассказала, что данная информация дошла и до президента, а сделано это было для того, чтобы российские регионы более внимательно относились к вопросу лекарственного ценообразования на местах. В ведомстве обратили внимание на то, что регионы, выполняя свои обязательства по лекарственному обеспечению, к сожалению, не всегда «достигают тех цен и снижения цен, которые бы соответствовали снижению цен при федеральных закупках».
Здравоохранительный министр констатировала, что, «к сожалению, стоимость годового курса лекарств при федеральных закупках почти в два раза ниже, чем то, что закупают регионы». «Таким образом, сегодня президент дал поручение всем губернаторам субъектов РФ и мэрам взять под особый контроль лекарственное обеспечение регионов, ценовую политику при осуществлении закупок», — добавила Скворцова.

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщила, что в этом году в регионах могут появиться серьезные перебои с препаратами для ВИЧ-инфицированных людей. По данным издания, региональные власти получили меньше средств на закупку препаратов для россиян, инфицированных вирусом иммунодефицита человека. Объем сокращенных средств не сообщается. В предположительном контексте сокращение финансирования составило от 10 до 30%. Кроме того, регионы будут вынуждены переверстать и анонсированную ранее закупку препаратов. Газета проиллюстрировала вопрос на примере Пермской области, где ее бюджет на борьбу с ВИЧ сократился с 605 млн. рублей до 544 млн. рублей, а все контракты, заключенные свыше этой суммы, должны быть расторгнуты. Также сообщался ответ Тульского областного СПИД-центра одному из пациентов, который не получает необходимые препараты так как региональный бюджет не получает своевременное субсидирование на закупку.
По данным Международной коалиции по готовности к лечению (всемирная коалиция людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и защитников их интересов — прим. ред.), финансирование расходов на препараты в 2016 году уже сократилось на 44 млн. рублей по сравнению с 2015 годом. С учетом антикризисного плана в текущем году министерства должны были сократить бюджеты на 10%. При этом министр здравоохранения Вероника Скворцова в январе 2016 года заявляла о том, что лекарственное обеспечение граждан не может быть сокращено, поскольку является публичным обязательством государства.


Справка: В 2015 году рост стоимости лекарств балансировал на отметке от 17% до 50% из-за падения курса рубля и стагнации рынка. Дальнейший неизбежный рост цен был очевиден, так как отечественные производители сильно зависят от импорта. Чиновники заявляли, что жизненно необходимые препараты (из списка ЖНВЛП) проиндексируют хотя бы на уровень инфляции, чтобы не допустить сокращения производства и дефицита. Что касается остальных лекарственных препаратов, цены на которые государством не регулируются, то они пустились в дальнейшее свободное плавание. В июле текущего года 69% респондентов, участвовавших во всероссийском опросе Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), заявили о значительном росте цен на лекарственные средства, а также о том, что вынуждены экономить на медицинских препаратах, даже на жизненно необходимых.


С начала 2016 года лекарственные цены продолжали расти. По данным Росстата, цены на медикаменты в январе—мае 2016 года выросли на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Дешёвых лекарств становится всё меньше на аптечной полке. По оценкам игроков фармацевтического бизнеса, убыточные лекарственные препараты становится производить откровенно не совсем выгодно: затраты на сырье и материалы увеличиваются, а производство демонстрирует убыточность.
В феврале ФАС сообщала, что отечественные компании перестали выпускать 197 наименований лекарств из списка ЖНВЛП, а 300 отечественных препаратов в ближайшее время могут исчезнуть и вовсе, так как их выпуск в текущей кризисной ситуации, несмотря на их дешевизну, оказался нерентабельным. В антимонопольном ведомстве предлагали разово увеличить регулируемые цены дешевых лекарств, подчеркивая, что только так можно решить вопрос с нерентабельными лекарствами из списка ЖНВЛП (лекарства делятся по себестоимости на три категории — до 50 руб., от 50 до 500 руб. и свыше 500 руб.- прим. ред.), предупреждая ведомственных чиновников по линии здравоохранения о том, что если этого не сделать, то российские производители могут просто снять дешевые лекарства с производства из-за текущей экономической обстановки. 


Справка: Ранее, существовала правовая коллизия: с одной стороны, аптеки и оптовые поставщики не должны были устанавливать надбавки выше определенных значений, а с другой — они одновременно должны были продавать товар по цене производителя. «К примеру, в четвертом квартале 2014 года в наценке на наиболее дешевые товары ограничили аптеки Орловской и Пензенской областей: им позволили максимально надбавить до 20%. Больше всех к оптовой цене на лекарства себестоимостью до 50 руб. могли прибавить аптечные сети некоторых районов Чукотского АО, а именно до 159%», — сообщала «Газета.ру». Максимальная разница между себестоимостью производства препарата и ценой, по которой лекарство торгуется в аптеке, равнялась сумме предельных надбавок для производителя и ритейлера. То есть если изготовитель может поставить наценку 15%, а торговая сеть — еще 20% от начальной стоимости, то итоговая наценка для потребителя составит 35%.


В июле 2016 года президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий включать надбавки в предельные отпускные цены на ЖНВЛП. Речь идет о не менее чем 600 медикаментах, размеры предельных надбавок на которые устанавливаются федеральной службой по тарифам. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что термин «фактическая отпускная цена» толкуется неоднозначно, а это влечет неодинаковый подход к выполнению регионального государственного контроля цен на ЖНВЛП в российских регионах. Закон направлен на то, чтобы устранить эту коллизию.

При этом на лекарства вне перечня ЖНВЛП госрегулирование цен не распространяется — их рост ограничивают только рыночные механизмы. Кстати, многим россиянам хотелось бы уточнить, где министр увидела 40-процентное снижение цен на лекарственные препараты? Или мы ходим в другие аптеки? Или это снижение с учетом прошлогоднего подорожания от 17% до 50%?



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2369
19124
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика