Насколько антикризисный план Правительства отвечает сегодняшним вызовам реальному сектору российской экономики?

Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор Степан Сулакшин

- Реальный сектор экономики находится в многолетнем активном тренде. Считать его стабильным никак невозможно, потому что он видоизменяется на глазах. Какого рода эти видоизменения?

Происходит отраслевая реструктуризация, все больший удельный вес приобретают отрасли (или виды экономической деятельности) в производстве сырья, электроэнергии, т.е. отрасли низкого передела. И все меньшую долю обретают отрасли конечной сборки, наукоемкие и высокотехнологические сферы.

 Этот тренд закрепился и продолжает иметь место в структуре экспорта и импорта, и соответственно, все больше экспортируется сырья, и все меньше экспортируется машинотехнической продукции конечной сборки.

Причины такого положения дел носят также системный характер. Правительство РФ совершенно отказалось от управления мотивациями частного бизнеса по переливу капитала из отрасли в отрасль, естественно он идет туда, где наиболее высока рентабельность, а это сырьевой сектор.

Правительство не управляет ни дифференцированными ставками налогообложения, ни дифференцированными по отраслям субсидиарными мерами, которые отчасти пытается реализовать.

Представители экономического блока Правительства, к сожалению, не слишком озабочены ответственностью за свои оценки и прогнозы. Время от времени мы слышим от министра финансов и министра экономики, председателя Центрального банка России предсказания о том, что цены на нефть увеличатся до 60, а то и до 100 долларов, что рост экономики вот-вот начнется, что временные трудности мы переживем.

Откуда берутся эти оценки? На чем они основаны даже предположить невозможно. Они противоречивы, разнообразны, а история последних лет показывает, что они фактически никогда не совпадают с реальностью. С одной стороны, это говорит о низкой научной достоверности методов прогнозирования Правительства РФ. С другой стороны, что догматическая основа принятия всех этих решений либеральная - устраняющая государственные средства из прямого финансирования развития страны. Монетаризм, либерализм, постиндустриализм торжествуют, и системно и абсолютно надежно позволяют прогнозировать дальнейшее сползание реального сектора российской экономики не только в стагнацию, но и в "коллапс".

Антикризисный план Правительства Медведева ярко и наглядно показывает, что к сектору материального производства, мягко говоря, Правительство РФ безразлично. Из средств антикризисного портфеля подавляющая доля выделена для банков.

Даже меры, казалось бы, направленные на поддержку сельского хозяйства и промышленности в виде субсидий на компенсацию части возросшей ставки по кредитам, на деле направлены в адрес банков. Бюджет расходуется не для финансирования реального сектора, а для компенсаций безумной банковской ставки. Это поразительно, потому что Центральный банк России, приняв решение о свободном плавающем курсе, девальвировав при этом рубль, настолько ужесточил кредитный контур для реального сектора, что впору говорить о его остановке.

Бизнесу невозможно развиваться, имея рентабельность несколько процентов, в условиях, когда ставки по кредитам достигают десятки процентов.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
5220
22361
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика