О чем новый закон против «инвалидов»?

Эксперт Центра, к.ю.н., Гаганов А.А.

О чем на самом деле закон против «лже-инвалидов»? Как парковки для инвалидов очистят от здоровых водителей? Как меняются правила эвакуации автомобилей?

В СМИ появилась информация о подписании нового закона против водителей, которые незаконно устанавливают на свой автомобиль опознавательный знак «Инвалид» и безнаказанно паркуются на местах, отведенных специально для инвалидов. Для таких водителей теперь предусмотрен административный штраф в размере 5000 рублей. Причем этот штраф вводится только за незаконную установку опознавательного знака «Инвалид», за незаконную парковку придется заплатить отдельно. Незаконно припаркованный на местах для инвалидов автомобиль эвакуируют, а это на практике даже хуже, чем штраф. Кстати, эвакуация транспортного средства также стала предметом рассматриваемого закона.

Как будет работать эта норма? Эта норма может работать только в двух случаях: если есть единая база данных инвалидов I и II групп, либо если инвалиды будут возить с собой документы об инвалидности. Насколько нам известно, единой базы по инвалидам нет. Изменения в пункт 2.1.1. Правил дорожного движения в части документов, которые обязан иметь при себе водитель, не внесены. То есть водители-инвалиды не обязаны возить с собой документы об инвалидности, чтобы доказать законность установки соответствующего опознавательного знака. Все это с учетом презумпции невиновности (статья 1.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях) дает следующую картину. Допустим, сотрудник ГИБДД обнаружил транспортное средство, припаркованное на месте для инвалидов. Без самого водителя-инвалида установить законность установки знака «Инвалид» сотрудник ГИБДД не сможет. Это же справедливо для автоматической фиксации правонарушений видеокамерами, установленными на машинах ЦОДД, и стационарными камерами. Поэтому очистить парковки от «лже-инвалидов» таким методом не удастся. Скорее всего, сотрудники ГИБДД станут останавливать транспортные средства со знаком «Инвалид» и проверять законность установки знака. Но поскольку водители-инвалиды не обязаны возить с собой документы об инвалидности, также они не обязаны доказывать свою невиновность, то сотрудник ГИБДД должен доказать, что инвалид вовсе не инвалид. Как он может это доказать? Если человек сам не признается, то никак.

Таким образом, наряду с введением ответственности за незаконную установку опознавательного знака «Инвалид» надо было изменить перечень документов, которые водитель обязан иметь при себе, дополнив его документами об инвалидности для водителей-инвалидов. С другой стороны, например, если бы такая норма была, и водитель-инвалид забыл взять с собой эти документы, то сотруднику ГИБДД пришлось бы оштрафовать добросовестного инвалида (справедливости ради скажем, что здесь можно отделаться и предупреждением).

Однако новый закон (речь идет о Федеральном законе от 08.06.2015 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения») содержит и другие важные правила, касающиеся эвакуации транспортных средств. Главное здесь вот что: в КоАП РФ внесена норма о том, что эвакуация транспортного средства прекращается, если водитель появился в процессе погрузки машины на эвакуатор, и причина задержания транспортного средства устранена до начала движения эвакуатора. Это ставит точку на спорах водителей с эвакуаторщиками. Если машина только готовится к погрузке на эвакуатор, если машина «зависла» в процессе погрузки, если машина уже стоит на эвакуаторе, который еще не сдвинулся с места, и тут появляется водитель этой машины, эвакуация не производится.

Второе новшество заключается в том, что эвакуация транспортного средства возможна только в зоне эвакуации автомобилей, то есть там, где знаки о запрете стоянки и остановки сопровождаются табличкой, указывающей, что в зоне действия данных дорожных знаков осуществляется задержание транспортного средства. То есть за незаконную парковку в местах без таблички об эвакуации теперь грозит только штраф (в Москве и Санкт-Петербурге сейчас штраф составляет 3000 рублей). Как определяется, где вешать табличку с эвакуатором, а где не вешать, науке неизвестно. Так что можно ожидать, что этих табличек, например, в Москве может стать больше, ибо эвакуация автомобилей для московских властей – дело суперприбыльное.

Другое новшество касается любителей двухколесных аппаратов: вводится административная ответственность за управление мопедом без мотошлема или в незастегнутом мотошлеме. Теперь все скутеристы должны будут ездить в шлемах, потому что несколько штрафов за езду без шлема (1000 рублей на сегодня) покрывают сумму, достаточную для покупки шлема.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1402
6680
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика