Ограничен лекарственный импорт

Ограничен лекарственный импорт

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Цены на жизненно важные лекарственные препараты могут быть снижены после введения «правила третьего лишнего», исключающее «монопольный» импорт при госзакупках.


Правительство России утвердило постановление об условиях допуска импортных препаратов при государственных закупках. Новое правило исключает из госзакупок лекарственные препараты иностранного производства, если на участие в конкурсе подано более двух заявок от производителей из России или стран ЕАЭС. Соответствующий документ – «Об установлении ограничений на допуск лекарственных средств, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Об этом сообщается на сайте правительства

По мнению авторов постановления, «правило третьего лишнего» направлено на развитие отечественного производства медпрепаратов, но предоставляет справедливые возможности для участников фармрынка. Кроме того, изменения в законодательстве коснулись только сферы госзакупок и не влияют на импорт лекарственных препаратов  из-за границы, т.е. на аптечный сегмент новые правила не распространяются.

Суть вопроса пояснил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Конструкция постановления не предполагает никаких запретов и ограничений на импорт лекарственных средств. Ограничения на допуск к госзакупкам будут действовать при условии, что два или более лекарственных препарата разных (и не входящих в одну группу лиц) отечественных производителей (или производителей из других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии) выйдут на торги по конкретному международному непатентованному наименованию (МНН), причём ограничения будут работать только при монолотах», — пояснил он.

Ограничительные  меры вводятся исключительно по тем импортным лекарственным препаратам, аналоги которых производятся двумя и более производителями ЕАЭС, которые прошли клинические исследования в России и одобрены Минздравом России. 

В то же время в правительстве обозначили, что при закупке импортных лекарств, упаковка которых производится на территориях стран ЕАЭС, а также при закупках препаратов заказчиками, «работающими на территории иностранного государства, для обеспечения своей деятельности на этой территории», ограничения не будут применяться до 31 декабря 2016 года.

Глава ведомства отметил, что всего в этом списке 608 препаратов, 282 из которых имеют два и более российских производителя.  Среди них — препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний ЖКТ, инфузионные растворы, препараты для вспомогательной терапии и другие. В основном это препараты, используемые в системе здравоохранения РФ уже более трёх лет. По словам Дениса Мантурова, в меньшей степени ограничения затронут новые препараты для лечения онкологии, аутоиммунных, неврологических, орфанных заболеваний и ВИЧ.

А замглавы Минпромторга Сергей Цыб подчеркнул, что препараты не подорожают. «Учитывая, что государство регулирует у нас список ЖНВЛП, то есть задает верхнюю планку по ценообразованию по каждому препарату, повышения цены, понятное дело, никакого не будет, — сказа он. — Мы ожидаем снижения в рамках тех аукционов, где будут происходить закупки при участии российских производителей».

Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата будет сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС, в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года.

Ранее Минпромторг предлагал другую схему определения страны происхождения. Предполагалось, что отечественными медицинскими лекарственными препаратами будут считаться только те препараты, сыворотки и вакцины, которые произведены в виде готовой лекарственной формы и упакованы на территории стран ЕАЭС. 

Это было связано с тем, что в России не было чёткого определения, что же такое «отечественный лекарственный препарат». Минпромторг в рекомендательном ключе ранее обращал внимание производителей на Правила определения страны происхождения товаров в СНГ (от 20 ноября 2009 года). Согласно им, отечественным должен считаться тот препарат, где доля импортной лекарственной компоненты (родом не из стран ЕАЭС) не превышает 50% от цены конечной продукции. Затем всё переиграли, предложив иной принцип признания локализации препарата — на основе произведённых над сырьём технологических операций.

В России почти все лекарственные препараты имеют в своём составе значительную импортную компоненту. Если сказать грубо, то 70% всех препаратов можно смело отнести к импортным. Их замещение «наверху» называют вопросом национальной безопасности. Снять зависимость от иностранцев предлагалось давно, но в прошлом году этот вопрос попал под громкое освещение темы по импортозамещению. И было предложено делать лекарства у нас. Но пока, что совершенно объяснимо, локализовать производство иностранных медизделий и лекарств в тех его сегментах, которые в России не производятся или производятся недостаточно, пока удаётся с большим трудом.

Новые правила едва ли подтолкнут иностранцев к локализации производства, так как в кризис не каждый готов выложить миллионы долларов за этот процесс. Выгоды пока получают поставщики государства, типа дочек «Ростеха», заключившие контракты на госпоставку препаратов для лечения туберкулёза, гепатитов и ВИЧ и препаратов крови. Часть из этих препаратов не производится в России.




Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
4995
23204
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика