Переселяемся

Переселяемся

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Кабмин утвердил программы по добровольному переселению соотечественников, живущих за рубежом. В списке — пять регионов. Это — Псковская, Тверская, Воронежская и Саратовская области, а также Республика Бурятия. Соответствующие распоряжения опубликованы на сайте Правительства.


Предполагается, что эти регионы примут не менее 16 тыс. человек. В частности, Псковскаяобласть может принять чуть более 4 тыс. переселенцев, Тверская — до 6 тыс., Саратовская — до 12,5 тыс., а республика Бурятия —до 500 человек. В Саратовской области, к примеру, из 12, 5 тыс. переселенцев — 5 тыс. являются участниками программы, а 7,5 тыс. — членами их семей. Главным является, готовы ли регионы принять всех желающих.


КАК ЗАДУМАНО

В пояснении Кабмина к документам говорится, что принятое решение «позволит увеличить трудовой потенциал», что будет способствовать «социально-экономическому и демографическому развитию регионов на территориях приоритетного заселения».


Также в справках отмечается, что «подпрограмма финансируется за счёт субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, а также за счёт средств бюджета» региона. Напомним, что ранее Кабмин утвердил госпрограммы Калужской области и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, а также Челябинской области, Алтайского края и Ненецкого автономного округа. К примеру, Калужская область по программе сможет принять до 50 тыс. переселенцев, а Югра — 1,4 тыс. человек. На данный момент программа и её региональные аналоги действуют в 59 субъектах РФ.

В этом году заканчивается срок работы 19 региональных госпрограмм. Проекты 10 новых программ, которые включают Алтайский край, Республику Бурятию, Воронежскую, Калужскую, Псковскую, Саратовскую, Тверскую и Челябинскую области, Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), уже согласованы с Кабмином. На очереди — ещё 9 проектов. Интерес к участию в госпрограмме проявляют соотечественники, проживающие в Казахстане (29,7 %), Узбекистане (22,1 %), Молдавии (14,3 %), Украине (9,9%),Армении (7,8 %), Киргизии (6,2 %) и Таджикистане (3,6 %). Как правило, это — трудовые мигранты.

Госпрограмма по содействию переселению соотечественников из-за рубежа была утверждена в 2006 году указом президента России. Осенью 2012 года вышла её новая редакция. За это время в Россию переселились более 330 тыс. человек (по данным Федеральной миграционной службы). В  этом году переехало почти 115 тыс. человек, а в прошлом году — 106 тыс. переселенцев. На тот момент это был рекордный показатель, так как ранее ежегодно приезжали всего около 9 тыс. человек.

Увеличение потока связывали с событиями на Украине, откуда в Россию стали приезжать люди, спасаясь от войны. По этой же причине программа потребовала корректировки. Так, ФМС весной текущего года предложила ужесточить условия переезда участников программы из региона в регион, а также продлить статус участников программы на год, чтобы переселенцы успели оформить российское гражданство или разрешение на временное проживание (РВП). 

«Мы решили позволить продлевать статус участника программы, потому что люди наши, как правило, не торопятся: они продают, к примеру, недвижимость там, откуда хотят уехать, и приезжают в РФ, когда их статус близок к аннулированию»,— объяснил вопрос руководитель управления по организации работы с соотечественниками ФМС Виталий Яковлев. Он также уточнил, что с проблемами могут столкнуться те, кто подал заявления после 2013 года, т.е., те, кто приедет в Россию осенью или зимой 2015 года, «уже не успеют оформить гражданство даже в упрощённой форме, поскольку с 1 января 2016 их участие в программе будет аннулировано».

При таких обстоятельствах переселенцу нужно будет вернуть в бюджет средства, потраченные на его обустройство. В среднем на одного переселенца в 2014-2015 гг. расходы составляют чуть больше 27 тыс. руб. Эта сумма для большинства является неподъёмной. Планируется, что в этом ключе решение вопроса упростится: люди смогут вовремя всё оформить.


КАК РАБОТАЕТ

Фактически программа заработала полтора года назад, когда на участие в ней стали претендовать беженцы с юго-востока Украины. 


На сайте Кабмина сообщается, что с 2014 года по настоящее время в рамках государственной программы прибыло и поставлено на учёт в территориальных органах ФМС России 114,4 тыс. соотечественников из числа граждан, проживавших на территории Украины, из них в 2015 году — 70,1 тыс. человек. К примеру, по данным ФМС Бурятии, около 500 украинских соотечественников уже стали её участниками, российское гражданство приобрели 213 граждан Украины.

Однако на практике не всё выходило гладко. «Первоначально в программе принимали участие только проживающие в других странах лица, не имеющие гражданства РФ. Они заполняли необходимые документы у себя на родине и ожидали решения регионов, участвующих в этой программе. Во время военного конфликта на Украине эту процедуру существенно упростили, разрешив включить в нее лиц, уже проживающих в России, таких как беженцы, или имеющих РВП, — поясняет вопрос председатель Союза политэмигрантов и политзаключённых Украины Лариса Шеслер. — Это помогло многим молодым семьям, чьё жилье было уничтожено войной.

При этом участие в программе переселения соотечественников ограничивается возрастом участников: в неё включаются лица моложе пятидесяти лет. (Более подробно читайте «Украинские мигранты в России: чужие среди своих»). Кроме того, программа «закрыта» для политэмигрантов: для подключения к ней надо иметь регистрацию на территории вселения. Как рассказывает Лариса Шеслер, весной текущего года группа политэмигрантов из 70 человек попыталась подключиться к программе переселения в Калужской области. «Союзом Политэмигрантов и политзаключенных Украины были направлены письма в ФМС и администрацию области с просьбой оказать содействие в регистрации в данной области и дальнейшем прохождении процедуры получения статуса участника, — рассказывает она. — К сожалению, эта попытка провалилась сразу же, встретив полное непонимание с другой стороны.

Кроме того, несмотря на несомненную возможность жить в России, которую предоставляет программа, её сопровождает ещё ряд проблемных моментов. Во-первых, переселенец обязан проживать в регионе из «списка» (при этом не каждый регион готов принять всех желающих). Учитывая, что переезд из страны в страну занимает длительное время, в том числе из-за оформления всех нужных бумажек, люди часто остаются без работы. Во-вторых, жильё, которое обеспечивает им регион, часто оказывается с непростыми условиями проживания. Некоторые недобросовестные чиновники селят переселенцев в заброшенных военных городках. И многим приходится решать квартирный вопрос самостоятельно.

Когда в 2006 году российские власти решили вытягивать страну из демографического кризиса, ещё не было «украинского вопроса», «санкций», «контр-санкций», политических обострённых отношений с Западом и кризисов. Тогда планировалось, что переселенцы будут прибывать из бывших советских республик в Россию массово (по сто, двести или триста тыс. ежегодно), но этого не случилось. За 9 лет помощью воспользовались более 330 тыс. граждан.

В самом начале программа пробуксовывала из-за небольшого количества регионов-участников (плюс кризис 2008-2009 гг. внёс коррективы: не все регионы были рады дополнительной нагрузке на свои бюджеты), затем программа увеличилась, условно, с 10 до 59 регионов, учитывая её региональные подпрограммы. Затем страна вошла в затяжной кризис 2014 года. В прошлом году 75 регионов уже имели дефицит бюджета. Львиная доля из них — среднеразвитые регионы.

Каким образом регионы с пониженной бюджетной обеспеченностью, маленькими бюджетами и большими долгами будут «вытягивать» переселенцев — вопрос. Выстроить свою жизнь заново смогут, видимо, только те люди, у кого есть в России страховка — друзья или родственники, которые будут им помогать обустраиваться на новом месте.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1843
8215
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика