Продаётся легальная бутылка — онлайн! В России разрешат дистанционную продажу спиртного

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Ранее государство пыталось сократить потребление алкоголя с помощью законодательных ограничений, а сегодня сменило гнев на милость. То, что ранее было запрещено, теперь будет разрешено. Выгоду получают все. Розничные сети, производители и продавцы алкогольной продукции — дополнительные каналы сбыта и прибыль, бюджет — акцизные сборы, а россияне — свободный доступ к легальной бутылке через любой онлайн-кошелёк.


НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Правила интернет-торговли алкоголем пропишет Минпромторг, который подключился к разработке основных положений регламентирующего документа «О внесении изменений в правила продажи товаров дистанционным способом». Соисполнителями выступят Минэкономразвития России и Росалкогольрегулирование (РАР).

Новый закон призван очистить рынок от нелегальных продавцов алкогольной продукции, так как предполагается создать реестр компаний, которые будут торговать алкоголем дистанционно. Они должны будут иметь розничную, а также оптовую лицензию на торговлю алкоголем. По словам основателя одной известной сети винных магазинов Андрея Юрина, «контрафакт не уйдет полностью, но его и не станет больше. Появятся инструменты по регулированию онлайн-рынка, включая выдачу специальных лицензий с серьезным порогом входа, а также блокировка сайтов-нарушителей».

Списком реестра будет заведовать РАР. При этом сети и одиночные магазины смогут значительно расширить свои возможности, так как многие из них уже имеют наработанную базу для полноценного выхода в сеть. На их сайтах предусмотрено онлайн-бронирование и онлайн-заказ с доставкой в ближайшем магазине сети. Кроме того, интернет-магазины сегодня только собирают заказы, а их получение и оплата разрешается в стационарных торговых точках сети. Если запрет будет снят, то станет возможна оплата любыми web-деньгами и оперативная доставка заказов покупателю.

Предположительно, новый закон вступит в силу уже в ноябре текущего года, если будет одобрен. Он должен отразить два момента. Первый — ограничить доступ к онлайн-продажам несовершеннолетних (например, продавец, который будет доставлять заказ, обязан будет проверить паспорт), а второй — работать на добросовестных бизнесменов. При этом он открывает ещё и «зелёную онлайн-улицу» виноделам средней руки из Крыма и Краснодарского края. Как отмечается в документе, «продажа алкогольной продукции дистанционным способом зачастую будет единственным средством обеспечения доступа на рынок малых и средних производителей вина, например, винодельческих хозяйств Республики Крым и Краснодарского края».

Крым попал в «привилегированный» пункт законопроекта не случайным образом. Это связано с тем, что республиканская программа поддержки производителей алкогольной продукции в Крыму пробуксовывает, ограничивая поступление акцизных сборов в региональный бюджет, которые ранее формировали почти его половину. Об этом ещё в начале лета сообщил глава комитета Государственного совета Республики Крым по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Виталий Нахлупин, подчеркнув, что данная программа сегодня «не работает из-за противоречий законодательных инициатив региона и жёсткого федерального законодательства в сфере обращения алкогольной продукции». Крымские производители переносят производственные мощности в другие регионы России с «более лояльным налоговым климатом».

При этом главными участниками бойкой интернет-торговли станут производители вина, а не водки или других крепких алкогольных напитков, так как вино является лидером торговой площадки интернет-магазинов. На этот продукт ориентированы зарубежные и отечественные поставщики и производители. Как отмечают эксперты, на рынке появился серьёзный интерес к ряду российских вин. Он «вызван не столько ценовой привлекательностью по сравнению с подорожавшими иностранными товарами, сколько появлением действительно интересных производителей и брендов». Интернет же может стать новым каналом по продаже такой продукции.

Краснодарский край также не случайный участник проекта. На общем фоне острейшего дефицита российского винограда и виноматериала, Краснодарский край — настоящая житница. Его доля в общем производстве вина по сравнению с другими регионами ЮФО была одной из самых высоких. К примеру, за период с января по август в 2014 году она составляла 44, 61%.

На фоне санкций российским производителям действительно может повезти с новым законом. Им он открывает окно возможностей. По словам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, доля импортного вина на российском рынке в этом году сократилась. «Если в 2014 году соотношение российского и зарубежного вина на полках составляло 60% на 40 % соответственно, то в этом году, при нынешнем курсе рубля, соотношение изменится до 70% и 30% процентов, — прогнозирует он. — Цены на зарубежное вино выросли больше, чем на российское. Импортная продукция подорожала в среднем на 30-50 %, отечественная — на 15-25%».


КАК ЗАПРЕЩАЛИ

Уточним, что правительство запретило дистанционную продажу алкоголя ещё в 2007 году. Несмотря на запрет, «алкогольные» сайты продолжали торговать, зазывая клиентов «настоящими грузинскими винами» и «французским шампанским премиум-класса». Как правило, большая часть такой продукции была или некачественной, или откровенной подделкой. При этом она обеспечивала устойчивую долю на теневом рынке. В 2013 году РАР предложило блокировать сайты, продающие алкогольные напитки. Из этой затеи толк получился небольшой. Как торговали, так и продолжали торговать те, кто не имел лицензии на регулируемый вид деятельности. По скромным оценкам (на тот момент) Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, более 30 млн. человек были потребителями суррогата, который поставлялся на гигантский рынок нелегального алкоголя также и через нерегулируемые интернет-продажи. В этом огромном количестве потребителей алкоголя, контролировать несовершеннолетних также не представлялось возможным.

Очень скоро стало ясно, что бороться сложнее, чем нормально администрировать. Ветер поменялся в 2014 году: премьер-министр Дмитрий Медведев поручил РАР проработать вопрос о том, как будет регулироваться и контролироваться продажа спиртного через сеть.

В феврале текущего года Росалкогольрегулирование снизило минимальную розничную цену на крепкий алкоголь. Как отмечали тогда в ведомстве, легальный рынок алкогольной продукции многие годы терял клиентов, которые переходили на более дешевый сегмент из теневого сектора, из-за которого бюджет ежегодно терял и теряет десятки миллиардов рублей. При этом стало очевидно, что борьба с алкоголизацией населения путем повышения цен себя не оправдала. Надо было что-то срочно решать, чтобы выровнять ситуацию. На этом фоне легализация онлайн-продаж спиртных напитков попадает в нужное русло, так как привлечёт налоги не только с продажи алкоголя, но и с продуктов питания, через онлайн-торговлю.

Как подчёркивается в документе, в России сегодня «имеется значительный неудовлетворенный спрос потребителей на продажу алкогольной продукции дистанционным способом». «Снятие запрета может положительно отразиться на всём сегменте дистанционной торговли продовольственными товарами. В частности, указанное изменение будет способствовать развитию онлайн-торговли продуктами питания в целом, так как наличие алкоголя в заказе повышает привлекательность онлайн-заказа продуктов как для потребителей, так и повышает рентабельность продаж для продуктового интернет-магазина». 

С одной стороны, государство получает налоги, а покупатели — уверенность в том, что продукция контролируется. Другой вопрос, будет ли соблюдаться второй пункт? Как подчёркивают в Минпромторге, несмотря на запрет, большое количество компаний в крупных городах занимаются доставкой выпивки в любое время суток, используя различные лазейки в законе.


Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
976
4743
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика