Продаётся легальная бутылка — онлайн! В России разрешат дистанционную продажу спиртного

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Ранее государство пыталось сократить потребление алкоголя с помощью законодательных ограничений, а сегодня сменило гнев на милость. То, что ранее было запрещено, теперь будет разрешено. Выгоду получают все. Розничные сети, производители и продавцы алкогольной продукции — дополнительные каналы сбыта и прибыль, бюджет — акцизные сборы, а россияне — свободный доступ к легальной бутылке через любой онлайн-кошелёк.


НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Правила интернет-торговли алкоголем пропишет Минпромторг, который подключился к разработке основных положений регламентирующего документа «О внесении изменений в правила продажи товаров дистанционным способом». Соисполнителями выступят Минэкономразвития России и Росалкогольрегулирование (РАР).

Новый закон призван очистить рынок от нелегальных продавцов алкогольной продукции, так как предполагается создать реестр компаний, которые будут торговать алкоголем дистанционно. Они должны будут иметь розничную, а также оптовую лицензию на торговлю алкоголем. По словам основателя одной известной сети винных магазинов Андрея Юрина, «контрафакт не уйдет полностью, но его и не станет больше. Появятся инструменты по регулированию онлайн-рынка, включая выдачу специальных лицензий с серьезным порогом входа, а также блокировка сайтов-нарушителей».

Списком реестра будет заведовать РАР. При этом сети и одиночные магазины смогут значительно расширить свои возможности, так как многие из них уже имеют наработанную базу для полноценного выхода в сеть. На их сайтах предусмотрено онлайн-бронирование и онлайн-заказ с доставкой в ближайшем магазине сети. Кроме того, интернет-магазины сегодня только собирают заказы, а их получение и оплата разрешается в стационарных торговых точках сети. Если запрет будет снят, то станет возможна оплата любыми web-деньгами и оперативная доставка заказов покупателю.

Предположительно, новый закон вступит в силу уже в ноябре текущего года, если будет одобрен. Он должен отразить два момента. Первый — ограничить доступ к онлайн-продажам несовершеннолетних (например, продавец, который будет доставлять заказ, обязан будет проверить паспорт), а второй — работать на добросовестных бизнесменов. При этом он открывает ещё и «зелёную онлайн-улицу» виноделам средней руки из Крыма и Краснодарского края. Как отмечается в документе, «продажа алкогольной продукции дистанционным способом зачастую будет единственным средством обеспечения доступа на рынок малых и средних производителей вина, например, винодельческих хозяйств Республики Крым и Краснодарского края».

Крым попал в «привилегированный» пункт законопроекта не случайным образом. Это связано с тем, что республиканская программа поддержки производителей алкогольной продукции в Крыму пробуксовывает, ограничивая поступление акцизных сборов в региональный бюджет, которые ранее формировали почти его половину. Об этом ещё в начале лета сообщил глава комитета Государственного совета Республики Крым по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Виталий Нахлупин, подчеркнув, что данная программа сегодня «не работает из-за противоречий законодательных инициатив региона и жёсткого федерального законодательства в сфере обращения алкогольной продукции». Крымские производители переносят производственные мощности в другие регионы России с «более лояльным налоговым климатом».

При этом главными участниками бойкой интернет-торговли станут производители вина, а не водки или других крепких алкогольных напитков, так как вино является лидером торговой площадки интернет-магазинов. На этот продукт ориентированы зарубежные и отечественные поставщики и производители. Как отмечают эксперты, на рынке появился серьёзный интерес к ряду российских вин. Он «вызван не столько ценовой привлекательностью по сравнению с подорожавшими иностранными товарами, сколько появлением действительно интересных производителей и брендов». Интернет же может стать новым каналом по продаже такой продукции.

Краснодарский край также не случайный участник проекта. На общем фоне острейшего дефицита российского винограда и виноматериала, Краснодарский край — настоящая житница. Его доля в общем производстве вина по сравнению с другими регионами ЮФО была одной из самых высоких. К примеру, за период с января по август в 2014 году она составляла 44, 61%.

На фоне санкций российским производителям действительно может повезти с новым законом. Им он открывает окно возможностей. По словам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, доля импортного вина на российском рынке в этом году сократилась. «Если в 2014 году соотношение российского и зарубежного вина на полках составляло 60% на 40 % соответственно, то в этом году, при нынешнем курсе рубля, соотношение изменится до 70% и 30% процентов, — прогнозирует он. — Цены на зарубежное вино выросли больше, чем на российское. Импортная продукция подорожала в среднем на 30-50 %, отечественная — на 15-25%».


КАК ЗАПРЕЩАЛИ

Уточним, что правительство запретило дистанционную продажу алкоголя ещё в 2007 году. Несмотря на запрет, «алкогольные» сайты продолжали торговать, зазывая клиентов «настоящими грузинскими винами» и «французским шампанским премиум-класса». Как правило, большая часть такой продукции была или некачественной, или откровенной подделкой. При этом она обеспечивала устойчивую долю на теневом рынке. В 2013 году РАР предложило блокировать сайты, продающие алкогольные напитки. Из этой затеи толк получился небольшой. Как торговали, так и продолжали торговать те, кто не имел лицензии на регулируемый вид деятельности. По скромным оценкам (на тот момент) Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, более 30 млн. человек были потребителями суррогата, который поставлялся на гигантский рынок нелегального алкоголя также и через нерегулируемые интернет-продажи. В этом огромном количестве потребителей алкоголя, контролировать несовершеннолетних также не представлялось возможным.

Очень скоро стало ясно, что бороться сложнее, чем нормально администрировать. Ветер поменялся в 2014 году: премьер-министр Дмитрий Медведев поручил РАР проработать вопрос о том, как будет регулироваться и контролироваться продажа спиртного через сеть.

В феврале текущего года Росалкогольрегулирование снизило минимальную розничную цену на крепкий алкоголь. Как отмечали тогда в ведомстве, легальный рынок алкогольной продукции многие годы терял клиентов, которые переходили на более дешевый сегмент из теневого сектора, из-за которого бюджет ежегодно терял и теряет десятки миллиардов рублей. При этом стало очевидно, что борьба с алкоголизацией населения путем повышения цен себя не оправдала. Надо было что-то срочно решать, чтобы выровнять ситуацию. На этом фоне легализация онлайн-продаж спиртных напитков попадает в нужное русло, так как привлечёт налоги не только с продажи алкоголя, но и с продуктов питания, через онлайн-торговлю.

Как подчёркивается в документе, в России сегодня «имеется значительный неудовлетворенный спрос потребителей на продажу алкогольной продукции дистанционным способом». «Снятие запрета может положительно отразиться на всём сегменте дистанционной торговли продовольственными товарами. В частности, указанное изменение будет способствовать развитию онлайн-торговли продуктами питания в целом, так как наличие алкоголя в заказе повышает привлекательность онлайн-заказа продуктов как для потребителей, так и повышает рентабельность продаж для продуктового интернет-магазина». 

С одной стороны, государство получает налоги, а покупатели — уверенность в том, что продукция контролируется. Другой вопрос, будет ли соблюдаться второй пункт? Как подчёркивают в Минпромторге, несмотря на запрет, большое количество компаний в крупных городах занимаются доставкой выпивки в любое время суток, используя различные лазейки в законе.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
523
1615
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика