Разоружаемся: Обама может продлить на пять лет договор СНВ-3

Разоружаемся: Обама может продлить на пять лет договор СНВ-3

Штаты продолжают развивать глобальную систему ПРО, но требуют от мира «разоружиться». Президент США Барак Обама, завершающий свою президентскую карьеру, собирается продлить договор об СНВ-3 ещё на пять лет после 2021 года. Если это случится, то новый лидер американской нации продолжит политику, направленную на сокращение ядерного вооружения. Российский МИД ранее заявлял о невозможности обсуждения с США дальнейшего сокращения ядерных арсеналов: Россия уже снизила уровень ядерных боезарядов и их носителей почти до параметров «конца 1950-х — начала 1960-х гг.», исчерпав двустороннюю арифметику вопроса.


Американский президент Барак Обама попытается за оставшиеся полгода президентства вдохнуть новую жизнь в масштабный проект по ядерному разоружению, включая продление СНВ-3 -двусторонний договор между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Об этом написал ряд американских СМИ, в том числе the Wall Street Journal и the Washington Post, ссылаясь на нескольких чиновников Белого дома. Кремль ответил, что пока ничего не знает о планах Обамы относительно продления договора СНВ-3. «Нет, нам ничего не известно об этом», — сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.


Справка. СНВ-3 был подписан Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым (на тот момент он занимал президентский пост — прим. ред.) в 2010 году, а вступил в силу в феврале 2011 года. Срок действия СНВ -3 составляет 10 лет, однако он может быть продлён по согласию сторон ещё на 5 лет. Несмотря на то, что действие договора истекает только в 2021 году, нынешний лидер американской нации хочет, чтобы новый президент США не смог отказаться от продолжения политики, направленной на сокращение ядерного вооружения. 


Как пишет газета The Washington Post, Барак Обама намерен привлечь экспертную группу для оценки перспектив и возможностей данной инициативы, которая позволит ему укрепить нынешний внешний курс. Кроме того, среди рассматриваемых мер есть попытка добиться принятия резолюции Совбеза ООН о запрете на ядерные испытания и принятие принципа, по которому США не будут применять ядерное оружие первыми. По информации газеты, за последние недели совет национальной безопасности США дважды обсуждал возможные меры в сфере контроля за ядерными вооружениями, которые не требуют согласия конгресса. Пока решений не принято, но ожидается, что скоро Обама попытается лично повлиять на ход дискуссии.

В феврале 2016 года российский МИД заявил о невозможности обсуждения с США дальнейшего сокращения ядерных арсеналов. Как заявил замминистра иностранных дел России Сергей Рябков, «мы вышли на рубеж, за которым двусторонние российско-американские переговоры в этой сфере не представляются возможными». По его словам, есть три ключевые причины. Во-первых, Россия уже снизила уровень имеющихся в наличии ядерных боезарядов и их носителей «практически до параметров, которые существовали в конце 1950-х — начале 1960-х гг.», и двусторонняя арифметика тут исчерпана. «Двусторонний российско-американский трек исчерпан в силу оружейно-ядерной арифметики», — подчеркнул тогда Рябков. Во-вторых, «США продолжают развивать глобальную систему противоракетной обороны (ПРО)», что дестабилизирует ситуацию, а также в Москве озабочены перспективой переноса гонки вооружений в космическое пространство. «Третий момент — это полное отсутствие политической логики и здравого смысла в предложениях «разоружаться» в условиях, когда нынешняя администрация США на протяжении длительного времени прилагает целенаправленные усилия по подрыву оборонного и оборонно-промышленного потенциала России через свою санкционную политику», — пояснил тогда Рябков.

До и после саммита НАТО в Варшаве в альянсе, финансируемом на 70% из американского бюджета, объявляли «о выходе своей системы ПРО на начальный уровень готовности». Заявляли о том, что Россию надо сдержать, так как она является агрессором, демонстрирующим «угрожающие поведение», антироссийские санкции — расширить, российскую пропаганду — подавить, а военные расходы военного блока в этом году — значительно увеличить. Эти резкие заявления сделал генсек альянса Йенс Столтенберг, который, заняв нынешнюю должность в 2014 году, запустил программу «обороны и сдерживания в XXI веке», где Россия названа главным объектом «сдерживания» и обозначена одной из двух главных угроз.

Как РФ и США заключили новое соглашение?

  • Впервые предложение о разработке СНВ-3 обсуждалось  в марте 1997 г. в рамках консультаций президентов РФ и США Бориса Ельцина и Билла Клинтона в Хельсинки.
  • В СНВ-3 по версии 1997 г. планировалось установить «потолки» на уровне 2000–2500 стратегических ядерных боезарядов и придать договору бессрочный характер (переговоры по этому соглашению были безрезультатными).
  • С инициативой начать новый переговорный процесс в июне 2006 г. выступил президент РФ Владимир Путин.
  • Разработка документа началась в апреле 2009 г. сразу после встречи президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Лондоне (1 апреля 2009 г. в рамках саммита Группы 20). Переговоры начались в мае 2009 г. и завершились спустя 11 месяцев подписанием договора.
  • Документ был подписан президентами России и США 8 апреля 2010 г. в Праге (СНВ-3, Пражский договор).
  • Его официальное название — Договор между США и РФ о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
  • 5 февраля 2011 г. Документ вступил в силу.

Как РФ и США сокращают носители по новому соглашению?

  • Во время разработки документа на вооружении России, по данным госдепартамента США, находилось 3897 ядерных боезарядов и 809 развернутых носителя и ПУ, на вооружении США — 5916 ядерных боеголовок и 1188 носителей и ПУ.
  • На июнь 2011 г., когда Россия и США впервые обменялись данными согласно СНВ-3, у России было 1537 боеголовок, 521 развернутый носитель, а вместе с неразвернутыми 865 единиц. У США — 1800 боезарядов, 882 развернутых носителя при их общем числе 1124. Таким образом, Россия уже тогда не нарушала порога по развернутым носителям, установленного договором в 700 единиц, и по всем показателям отставала от США.
  • В 2014 г. Россия впервые с начала XXI в. сравнялась с США и по количеству развернутых и неразвернутых носителей, и по количеству боеголовок (в т. ч. в связи с принятием на вооружение атомных подлодок нового проекта 955, оснащенных ракетами «Булава» с несколькими боезарядами; кроме того, на смену межконтинентальным баллистическим ракетам «Тополь-М» с одной боеголовкой пришли ракеты «Ярс» с тремя боеголовками). Так, по состоянию на 1 сентября 2014 г. за США числилось 794 развернутых носителя, а за Россией только 528. При этом число боеголовок на развернутых носителях у США — 1642, у России 1643, число же развернутых и неразвернутых установок у США — 912, у России — 911.
  • Согласно данным госдепа США о ходе выполнения СНВ-3 от 1 января 2016 г., на вооружении США находится 762 развернутых носителя ядерных боезарядов, у России — 526. Число боеголовок на развернутых носителях у США — 1538, у России 1648. В целом развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ в США — 898, в России — 877.
  • По мнению военных экспертов, к 2018 г., когда вступят в силу определенные договором ограничения для обеих сторон, примерный паритет между стратегическими ядерными силами России и США сохранится. Ввиду того что у России носителей меньше, чем предусмотрено пороговыми значениями договора, она имеет право наращивать их количество, действуя в рамках СНВ-3.

По данным ТАСС.

Фото: ИТАР-ТАСС/Дмитрий Астахов/ Президент США Барак Обама и президент России Дмитрий Медведев во время подписания договора по СНВ, 8 апреля 2010 года

Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1046
5129
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика