Скорый рост российской экономики и укрепление рубля: Минфин РФ прогнозирует чудо?

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии


Скачущий курс рубля удастся обуздать, а экономика страны, буксующая сегодня то на подъёмах кризисных волн, то на их спадах, выйдет на стабильную орбиту. Минфин предсказывает или прогнозирует? Как следует из заявления ведомства, к которому внимательно прислушиваются на самом верху, скоро всё будет хорошо.

Минфин заявил о том, что российская экономика начнёт укрепляться уже в четвёртом квартале текущего года или в первом полугодии 2016 года. Скорое «уплотнение» национальной валюты также должно произойти в ближайшем будущем. Об этом заявил заместитель главы ведомства Алексей Моисеев. «Очень многие вещи, конечно, зависят от дальнейшей динамики нашего экспорта и рубля, но очевидно, что положительное влияние от ослабления курса рубля на конкурентоспособность российской экономики видно невооруженным глазом, — подчеркнул он. —С учётом известной стабилизации финансовых рынков с точки зрения стоимости кредитов, я думаю, что мы вполне можем в следующем году с известной долей уверенности говорить о том, что будет рост». Он также отметил, что укрепление рубля с большей долей вероятности произойдет в начале следующего года, но не исключено, что это может произойти и в этом году. «Рубль всегда укрепляется в первом полугодии. Это если посмотреть на последние 20 лет, — пояснил он. —Самый хороший период для рубля — это период с конца февраля до где-то середины мая, и я думаю, что в следующем году нет никакой причины ожидать чего-то другого».

По его словам,сегодня нет твёрдого понимания, какими будут цены на нефть в ближайшее время. «Сейчас такая степень корреляции между динамикой рубля и ценами на нефть, которая всегда была высокой, а сейчас она прямая практически, —объяснил замминистра. — Для того чтобы хоть что-то осознанно прогнозировать, надо чтобы нефть где-то стабилизировалась хотя бы на несколько недель». Какую цену на нефть заложат в бюджет 2016 года, остаётся пока также не очень понятным вопросом, но, по словам чиновника, она не составит $40 за баррель.

Минэкономразвития озвучивало свой прогноз на 2016-2018 годы по цене на нефть — $55 за баррель в 2016 году и по $60 за баррель в 2017-2018 годах. В более мрачном прогнозе цена на нефть на «трёхлетку» предусмотрена на уровне $40 за баррель. При этом министерство дорабатывает свой прогноз. Не совсем понятно и то, на какой срок планируется стратегический финансовый документ. Ранее помощник президента Андрей Белоусов сообщил, что «с учётом большой экономической неопределенности»правительство РФ может отказаться от «трёхлетки» и остановиться только на краткосрочном планировании — на год. Так на какой срок планируется бюджет? И на какой срок закладывается цена на нефть — главный параметр из которого исходят при планировании главного финансового документа страны?

В кризис 2008-2009 гг. бюджет-2009 пришлось пересмотреть, так как он составлялся в докризисный период, а цена на нефть рекордно грохнулась на 60% и колебалась в пределах $40 за баррель при ожиданиях иных её пределов — $95 за баррель. Тогда было всё понятно. А сегодня складывается ситуация, когда условия для роста экономики, во-первых, другие, так как они во многом зависят от «украинского фактора» и его производных — санкционных мероприятий со стороны Европы и Запада. А во-вторых, предполагаемый экономический прорыв привязывают к дальнейшей динамике экспорта и рубля, ориентируясь на нефтяную цену, о который сами ведомственные чиновники говорят в контексте пляшущей величины. Одни публично заявляют, что планировать чёткое экономическое развитие, опираясь на нестабильный показатель, нельзя, так как невозможно просчитать какую-либо перспективу, а другие — что экономику можно построить и на скачущих курсах валют. Вопрос в том, насколько такая экономика реальна и кому приносит блага — всем гражданам страны или отдельным её «золотым» представителям?

Глава Комитета гражданских инициатив и экс-министр финансов Алексей Кудрин (возглавлял ведомство с 2000 г по 2011 г) отмечает, что сегодня все хотят видеть перспективу и будут оценивать рациональность предлагаемых реформ, но «пока такой ясности и готовности к реформам в действиях правительства нет». Россия сегодня обречена на слабый рост — «0,5-1,5% ВВП после 2016 года, что означает стагнацию». «К 2020 году доля нашей экономики в мировом ВВП станет самой маленькой за все годы новой России — примерно 2,6%». Главным же вызовом для правительства он называет «проведение структурных реформ», которые могут снизить зависимость от нефти и обеспечить «выход на устойчивый рост».

Однако, как показывает практика, курс, которым следует страна, проложен совсем в другом направлении — там, где развивается спекулятивная экономика со всеми её нестабильными финансовыми показателями, которые берутся за основу при её выстраивании. Структурная реформа идет уже 15 лет. Падает вклад обрабатывающих и хоть как-то инновационных отраслей. И растет сырьевой сегмент. О чем вещает Кудрин? Этот процесс разворачивался именно в его бытность в правительстве. А самое главное, что отраслевая реструктуризация может произойти только при активном регулирующем воздействии государства.

·  Государство вкладывает инвестиции и льготным образом кредитует приоритетные отрасли

·  Государство создает дифференцированную по отраслям шкалу налогов и субсидий

·  Государство восстанавливает рублевую оборотную денежную массу в стране 

(Более подробно об этом читайте в следующих работах — «Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике», «Восстановление инструментария мотиваций в государственном управлении России»,  «Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд».)

Однако все три этих необходимых для отраслевой перестройки решения противоречат монетаристско-либеральной догматике, которую Кудрин исповедует и старательно губил с ее помощью российскую экономику вместе со своими либералами руководителями и подчиненными все годы его активной госслужбы. По этой причине никаких реальных действий для реструктуризации отраслевой структуры они и сейчас не предлагают, и делать не будут. Что называется, к бабке не ходи. Кроме мантр о внешних и частных инвестициях, о каком-то инвестиционном климате уже даже и болтовни, похоже, не осталось. Крах: либеральной догматики, реформаторской риторики и реального государственного управления развитием в стране. Его практически нет. Так… Плывем по воле внешней конъюнктуры, цены на нефть, американских замыслов и китайских стратегий.


Вернуться на главную
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»)


Comment comments powered by HyperComments
1752
5081
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика