Слишком много денег: крутые виражи бюджета

Слишком много денег: крутые виражи бюджета Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии 
Госинвестиции втёмную, невыданные субсидии и «лишние» деньги на латание кризисных дыр. Реализация бюджета-2014 показала такой результат. Данные представила Счётная палата РФ, указав на то, что с таким богатым опытом надо провести работу над ошибками при планировании однолетки.

Неистраченные деньги на инфраструктуры, социалку и антикризисные мероприятия. Таков итог реализации «раздутого» бюджета-2014. Об этом сообщила глава Счётной палаты РФ Татьяна Голикова, представив в Госдуме доклад об его исполнении, а также подчеркнув, что бюджет-2016 не должен повторить прошлых ошибок, а — свёрстан предельно точно с прицелом на эффективность заложенных в него средств. «Мы почему-то все время находимся в поиске того, что нам нужно что-то потратить дополнительно, найти ещё деньги на какое-то увеличение. Мне кажется, не с этого надо начинать, — пояснила она. —Нужно начинать с эффективности использования тех средств, которые мы уже выделили. Их стало слишком много». Одним словом, где-то сократить, а где-то прибавить — неверный ход.


«Лишние» деньги

Предостережение от СПР — не случайно. Лейтмотивом повествования стали бюджетные нарушения. Их госаудиторы подсчитали на сумму 263,7 млрд. руб., при этом «с признаками» нецелевого использования — 989 млн. руб. Вывод один — почти все главные распорядители бюджетных средств, заявляя о будущих тратах, не использовали федеральные деньги по назначению. Среди них — Роскосмос, МЧС, Минздрав и Роструд. 

«Лишними» оказались и средства по линии антикризисных дел. В частности, Минпромторг получил, но не воспользовался 20 млрд. руб., которые предназначались для субсидирования фонда технологического развития. С госинвестициями также складывается не менее печальная картина. Уставные капиталы госкомпаний накачиваются деньгами, но эффективность таких инвестиций низкая: 84 млрд. руб. из 152,6 млрд. руб. осели на банковских счетах. СПР говорит об этом уже не первый раз. Ещё в 2013 году Татьяна Голикова на заседании бюджетного комитета Госдумы отметила, что некоторые госкомпании не расходуют федеральные деньги, абюджетное приложение со взносами в уставные капиталы госкомпаний «всё толстеет и толстеет».

Ещё один серьёзный момент. По словам г. Голиковой, «все запутались, что мы финансируем и как мы финансируем», где полномочия субъектов, а где — федерального центра. Федеральный бюджет руководит 194 межбюджетными трансферами. Остаточные средства (на 1 января 2015 года) составили 126 млрд. руб., а это те деньги, которые должны были пойти на инфраструктуру и социалку. Ненужные федеральные деньги появились в Московской, Калининградской, Ростовской областях и в Крыму: министерства и ведомства просто вовремя не довели их до конечного получателя.

С учётом открывшихся реалий по исполнению бюджета-2014 в Счётной палате уверены, что внутренние экономические запасы у Правительства не настолько сильны и велики, чтобы эффективно решить предстоящие задачи бюджета-2016. При этом есть одно «но». В 2012 году регионы, имея за плечами огромные долги и «дефицитные реалии», наращивали расходы. В финансовый кризис 2014 года они вошли с тем, что имели, а точнее с голым кошельком и незащищённым тылом. Тогда была необходима поддержка Центра. Однако федеральная помощь в виде дополнительных трансфертов регионам не направлялась, как в кризисный 2009 год. Тогда и стал очевидным кризис региональных бюджетов, а в Счётной палате, оказывается, «все запутались», отмечая «излишнюю сложность отношений федерального и региональных бюджетов».



Вся надежда на заначку

На данный момент Минфин предлагает урезать расходы казны на 650 млрд. рублей, а «закрыть» финансовые дыры планирует из двух стабфондов, аккумулирующих 80% сбережений. ( Фонд национального благосостояния и Резервный фонд — две главные заначки от государства). Иначе стране в ближайшие два или три года не выжить. Дефицит федерального бюджета только за первые четыре месяца 2015 года составил 995,79 млрд. руб (4,4% ВВП), а сейчас уже превысил 1 трлн. рублей. Что будет дальше? Дешёвая нефть может «съесть» у федбюджета 2 трлн. руб. в будущем году. 

Глава финансового ведомства Антон Силуанов уверен, что противостоять кризисным реалиям нужно жёстко. Ранее он заявил, что одной из причин сложной экономической ситуации, в которой оказалась российская экономика, является чрезмерная мягкость бюджетной политики предыдущих лет. Сегодня же важно понять, что наращивать расходы уже нельзя, а цель бюджетного процесса 2016 года должна сводиться к политике сохранения расходной части на уровне прошлого года (15 трлн. руб.). При таких вводных данных Минфин заявляет, что сможет сверстать бюджет с дефицитом менее 3% ВВП, финансировать разрыв между доходами и расходами и остановить колоссальную утечку из Резервного фонда (на данный момент в ФНБ и Резервном фонде сосредоточено  9,6 трлн. руб.).

При этом ставка на Резервный фонд по части покрытия дефицита бюджетных средств — не так сильна. При действующих санкциях он может обеднеть уже к следующему году.

Другой вопрос — по какому принципу будет свёрстан новый бюджет. На фоне падающего экономического роста, ухудшающихся финансовых показателей и рекордно низких цен на нефть предложенный план по спасению может и не сработать, если будет сделан по принятым правилам. Показательный пример — бюджет 2015. Главный финансовый документ страны принимался исходя из прогнозируемых показателей, которые были заложены в него в декабре 2014 года и верстался в расчёте на стоимость нефти $100 за баррель, тогда как её реальная цена на тот момент уже упала до $85. Весной 2015 года принятый бюджет пересмотрели: его расходная и доходная части были сокращены. Неужели в нашем Белом доме не думали на перспективу?

Принципиальный момент заключается и в том, каким способом будут найдены деньги в условиях ограниченных финансовых ресурсов государства, учитывая падающий уровень доходов?! За счёт кого придётся стимулировать целые отрасли экономики страны, которые резко просели ещё в прошлом году? На кого могут рассчитывать регионы, особенно малоразвитые, не говоря уже о тех, кто находится на грани дефолта? Если в бюджете 2014 года оказалось так много ненужных денег, то какой же будет «однолетка» (два сценария рассматривает сегодня правительство вместе с президентом Владимиром Путиным), учитывая виртуозное умение российских чиновников «работать» с федеральными деньгами. Такое ощущение, что и меры, предложенные правительством, не более чем тоже однодневка. Никакой стратегии на будущее не видно. Только сокращаться. Даже дефицит не покрывается.  А что будет делать страна дальше? Откуда брать доходы? А когда введут нефтяное эмбарго? Когда дефицит бюджета станет процентов 45? Это правительство в рамках своей неизменной либерально-монетаристской доктрины ответить не в состоянии.


ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Суверенен ли российский бюджет

Обновлённый макропрогноз: реквием по процветанию

Уплотнить бюджеты регионов, расчехлив министерства. Смелый план или популистская идея?




Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
1427
6579
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика