Сменим ценник? Торговые сети могут опять поднять цены

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Поставщики заявили о 10-процентном росте отпускных цен, ритейлеры напряглись, затем успокоились — ведомственные чиновники информацию не подтвердили, однако и не опровергли.Что это значит?


ВОЛЯ ПОСТАВЩИКА

Поставщики продуктов питания решили перестраховать свой бизнес в сложное экономическое время и попросили ритейлеров повысить цены на отдельные категории продуктовой линейки. Кроме того, от торговых сетей они потребовали сократить сроки рассмотрения и принятия новых прайсов — с 45 дней до 14. Напомним, что первый раз такой шаг (со стороны ритейлеров) был сделан в декабре 2014 года. Фактически торговые сети решили пересматривать цены каждые две недели по просьбе поставщиков, которые попросили их об этом. Главным аргументом стало ведение бизнеса в условиях падающего курса рубля. Поставщикам стала невыгодна отгрузка по старым ценам, так как решение о пересмотре цен (в течение 45 дней), по мнению поставщиков, принималось медленно и не успевало за изменениями курса национальной валюты. Такой порядок действовал до 31 марта 2015 года, а затем срок его действия был приостановлен, но с оговоркой на продление при первой необходимости.

В«Руспродсоюзе» сегодня однозначно говорят, что основания для роста цен есть и называют причину. «Рост курса иностранной валюты в первую очередь сказывается на поставщиках импортных товаров с высокой оборачиваемостью и низким сроком хранения, — рассказывает директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. — Или товаров, сырьё для которых не производится внутри страны или производится в малых количествах, — например, чай и кофе. Такие товары с низкой оборачиваемостью и долгим сроком хранения, как правило, закупались заранее по более выгодному курсу, поэтому сегодня у поставщиков таких товаров есть некий временной запас для сдерживания цен».Каким будет этот временной запас, сказать точно пока никто не может.

Видимо, пришло время очередных пересмотров прежних договорённостей. Однако и это решение выглядит странным, так как ещё всего месяц назад поставщики и ритейлеры обсуждали механизмы снижения цен, собравшись за круглым столом в «Руспродсоюзе» (отраслевой ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров, включающей более 400 участников). Одно из важных заявлений (на тот момент) сделал Дмитрий Леонов — заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз».  «Чтобы цены пошли вниз, необходимо развивать конкурентность рынка», — в частности сказал он, подчеркнув,что ««Руспродсоюз» плотно работает с торговыми сетями в этом направлении».Однако прошло совсем немного времени, и ситуация поменялась кардинальным образом.

Предполагается, что нововведения коснутся ведущих операторов в сегменте розничных сетей. Среди них — «Дикси» (российская группа компаний, владеющая одной из крупнейших продовольственных розничных сетей у нас в стране), а также «Ашан» (французский бренд гипермаркетов, один из крупнейших мировых операторов в розничном сегменте). При этом в правительстве эту информацию пока не подтвердили, ссылаясь на хаотичное повышение цен. По словам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, он ничего об этом не слышал, а  «цены всё время меняются». При этом он не уточнил, ожидает ли правительство роста цен на продукты питания. 

Ситуация представляется ясной пока только поставщикам и ритейлерам. Так, по словам директора по внешним связям компании «Дикси» Екатерины Куманиной, несколько поставщиков уведомили сеть о намерении повысить цену поставки на 10%.Самым уязвимым товаром может оказаться импортный алкоголь, а также бытовая химия, овощи и фрукты. «Наиболее зависимыми от валютных колебаний являются категории импортных алкоголя, бытовой химии, овощей и фруктов», — отмечает она, подчёркивая, что каждый случай будет рассматриваться в отдельности. В «Ашане» ситуация аналогичная. Уведомление «на повышение» сеть пока получила от поставщиков бытовой химии и хлебобулочных изделий.


ГРУППА РИСКА

Говорят, что «дьявол в деталях». В списке претендентов на повышенный ценник — кофе, чай, хлебобулочные изделия, овощи, фрукты, импортный алкоголь, а также бытовая химия.При этом большая часть продуктов в этом списке — отечественного производства. Речь идёт о ряде продуктовых товаров, чья себестоимость зависит (напрямую или косвенно) от курса иностранной валюты, так как значительная доля затрат привязана к импорту. «Заморские» упаковки, ингредиенты или оборудование могут прилично повысить ценник. Кроме того, в ряде категорий цена отечественного сырья определяется текущими экспортными ценами, которые формируются исходя из стоимости доллара (например, рыба и зерно).

Как отмечает директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков, если доллар будет расти, то производителям будет тяжело сдерживать цены. Они рискуют значительно сократить объёмы своего производства. Кроме того, как признаются и некоторые ритейлеры, повышение будет и, скорее всего, очень скоро. Компании закладывали в «бизнес-планы курс доллара в размере 55 рублей, что ниже текущего положения дел».

Вопрос в том, какие меры будут приняты ведомственными чиновниками, чтобы сгладить ситуацию, которая выходит из под контроля. Пока мы видим только то, что чиновники (разного калибра) не устают сообщать о том, что стране нужно: от развития целых отраслей до строительства новых экономических реалий. При этом делается в этом направлении не так много, так как рынок диктует свои правила, условия для привлечения инвестиционных капиталов — не отвечают запросам бизнеса, а работать эффективно могут лишь единицы производственных предприятий на всю страну. Кроме того, многие решения «наверху» имеют сегодня политический характер. Ситуация с импортозамещением продемонстрировала неспособность государственных управленцев защитить интересы отечественного производителя. До сих пор многие не понимают, что, как и на чём можно заместить. Когда тема с импортозамещением только набирала обороты, в правительстве подчёркивали, что для предпринимателей будут разработаны отраслевые программы, которые учитывали бы все тонкости планирования и реализации закупок импортного оборудования. Предполагалось, что российским поставщикам и производителям передадут стартовые ресурсы и технологии, необходимые для начала производственной деятельности. Такие шаги есть, но они мизерные, если учесть территорию нашей большой страны.Кроме того, отмечалось, что российские товары значительно потеснят на полке импортные. Этого не произошло.

Пока, кроме наблюдаемых «аховых» цен в магазинах, публичных акций по утилизации санкционных продуктов питания, громких заявлений государственных мужей о том, что в стране дела обстоят не худшим образом, частных разборок между ведомствами, не слышно и не видно ничего, что помогло бы понять, что происходит нечто, претендующее на мощный государственный посыл — контролировать процессы, а не быть их сторонним наблюдателем. Фактически это разогревает инфляцию.


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Государственное регулирование ценообразования

Ход конём от Минпромторга: оглашён расширенный список запрещенной к импорту в Россию медицинской техники

Поймать волну: Белоруссия «отхватила» часть нашего продовольственного рынка

Свершилось! Пограничники уничтожили первую партию «санкционного» сыра



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
2808
9908
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика