Страхи и ненависть Яценюка: закрытое небо над Украиной

Страхи и ненависть Яценюка: закрытое небо над Украиной

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Арсений Яценюк боится провокаций со стороны России. Он решил закрыть для наших самолётов воздушное пространство — совсем. Премьер-министр Незалежной объяснил своё решение «обострённой военной и внешнеполитической ситуацией». Совпадение или нет, но случилось это на фоне добровольного «отлучения» Украины от поставок российского газа в страну.


ПРОШУ ЗАПРЕТИТЬ

Если коротко, то Арсений Яценюк на заседании Кабмина объявил, что правительство Украины вводит запрет на все транзитные перелёты для всех российских авиакомпаний через авиационные пространство страны. «Прошу министерство инфраструктуры принять меры в соответствии с международным правом по уведомлению российской стороны о закрытии авиационного пространства для всех российских авиакомпаний без исключения и остановке всех транзитных перевозок российских авиакомпаний, — сказал он, пояснив, что это решение принимается из-за «обострения военной и внешнеполитической ситуации». — Россия может использовать украинское авиационное пространство для совершения провокаций»

До этого момента украинское небо поставили под замок для полётов в украинские аэропорты, а транзитные полёты были запрещены лишь для военных самолётов и бортов с военными грузами. Теперь российские перевозчики, нервно подсчитывая возможные будущие потери и риски от вынужденной меры, информацию к сведению приняли и прекратили прокладывать транзитные маршруты через Украину, найдя обходные пути.

Облёт увеличит годовые затраты авиапевозчиков по каждому рейсу, что в кризисное время не играет им на руку. При этом есть надежда, что ветер поменяется. Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский уже заявил, что переговоры по возобновлению авиасообщения возможны, «если нам не будут ставить ультиматумы». 

Росавиация, сохраняя внешнее спокойствие, заявила, что запрет от Украины является малоактуальным для российских авиакомпаний, так как «абсолютное большинство российских авиакомпаний» ещё ранее отказалось в целях безопасности от выполнения транзитных полётов через воздушное пространство Украины.

Причиной стала катастрофа в небе над востоком Донецкой области: в июле 2014 года над Донбассом был сбит гражданский малайзийский Boeing 777, следовавший рейсом из Амстердама в Куала-Лумпур.


Тогда небо над зоной ожесточённого противостояния пересекали авиаперевозчики из десятка стран, а допустимая высота для полётов гражданских самолётов была открыта, несмотря на то, что они находились в зоне риска, пролетая над территориями, вовлечёнными в военные действия. После трагедии Росавиация пересмотрела маршруты полётов. 

К вопросу о том, почему над горячей точкой летали гражданские самолёты. По официальной информации, был запрет летать только на низких высотах, а полная высота осталась открытой для полётов. Вице-президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Юрий Батагов объяснил, что отказаться от оживлённой трассы из Европы и в Европу для авиакомпаний было бы весьма затратным мероприятием. «Во всех сборниках этот маршрут был, — пояснил он в одном из интервью. — Зачем авиакомпании тратить дополнительные деньги и огибать территорию, если никаких запретов нет?». 

При этом ситуацию могли изменить Евроконтроль и украинские власти: в мировой практике небо над зонами военного конфликта обычно закрывают для гражданской авиации. Украина, которая ушла под контроль этого регулятора воздушного движения, могла изменить ситуацию, но, если она этого не сделала, значит, не видела угрозы. 

После трагедии Евроконтроль закрыл воздушный коридор над Украиной. В октябре текущего года председатель комиссии Совбеза Нидерландов по расследованию катастрофы Тьиббе Яустра возложил часть вины на украинские власти, упрекнув их в том, что они не закрыли небо на востоке страны для гражданских самолётов. После катастрофы некоторые российские и зарубежные авиакомпании негласно отозвали свои самолёты обратно, запретив им летать в небе над Украиной.

Битва за небо обострилась ещё в октября. Тогда президент Украины Пётр Порошенко ввёл санкции против 25 российских перевозчиков,чьи воздушные дороги вели через Украину. Предлогом стал Крым.


В сентябре он ссылался на то, что российские авиакомпании нарушают украинское законодательство, выполняя полёты в российский Крым. И решил ввести запрет, который последовал в октябре. Затем Москва ввела «зеркальные меры», указав украинским авиакомпаниям на дверь. Компании обеих стран тогда понесли колоссальные убытки. Решение украинских властей было нецелесообразным с точки зрения экономических составляющих. В Киеве были адекватные люди, готовые обсудить приемлемые в данных напряжённых политических отношениях варианты выхода из тупиковой ситуации, но украинский Кабмин и Совбез создавали мощный заслон. Воз и ныне там. Осторожные намёки на возможность переговоров успехов не принесли. 

До «зеркальных санкций» Россия предложила Украине снять все ограничения на прямое воздушное на встрече представителей стран в Брюсселе, ссылаясь на просьбу от украинских авиакомпаний. На сайте Федерального агентства воздушного транспорта отмечается, что «переговоры состоялись в связи с поступившими в Росавиацию просьбами украинских авиакомпаний принять меры по сохранению регулярного воздушного сообщения между городами России и Украины со ссылкой на давние родственные, исторические, культурные, экономические и социальные связи между нашими народами».

Бельгийская встреча состоялась 23 октября, а  25 октября последовали симметричные меры. Росавиация назвала решение Киева неконструктивным и политизированным, подчеркнув, что в ответ на «недружественные действия украинцев российская сторона была вынуждена принять симметричные меры и запретить полёты украинским авиакомпаниям в Россию с этой же даты». То есть с 25 числа. 

Риторика от главы украинского Кабмина проходила в надеждах, что российская сторона «отменит свои запреты»: «в том числе отменит запрет на авиационные перевозки украинскими авиакомпаниями, а также отменит запрет на транзитные перелёты украинским авиакомпаниям по территории России», пока всё это не завершилось новым обменом любезностями. По версии Ярсения Яценюка, России нужно «украинское небо» под провакации, а по версии российских авиационных властей новоиспечённая санкция от Украины «в очередной раз подтверждает совершенно деструктивную позицию киевских властей в вопросах воздушного сообщения» (об этом говорится на сайте Росавиации).


ГАЗОВЫЙ СЛЕД? 

До того как Арсений Яценюк закрыл небо для транзитных перелётов российских самолётов, глава российского газового холдинга «Газпром» Алексей Миллер сообщил, что газа для Украины не будет до получения новых платежей от «Нафтогаза» — государственной компании Украины: «Если предоплаты не будет, будут прекращены поставки газа на Украину». Глава нефтегазового гиганта уточнил, что, по состоянию на 10 часов утра (25.10.15) «Нафтогаз Украины» выбрал ранее предоплаченные объёмы российского газа. «Новой предоплаты не поступало. Заявки на поставку газа от «Нафтогаза Украины» нет. Таким образом, поставки прекращаются до поступления от украинской компании новых платежей», — подчеркнул он.

Публичная же риторика от Яценюка проводится в другом ключе: «Правительство приняло решение поручить «Нафтогазу» остановить приобретение российского газа, а то они перепутали — это не они нам не поставляют газ, это мы у них не покупаем газ. Сделано это в первую очередь в связи с тем, что предложения, которые пришли от наших европейских партнёров, ценовые предложения намного лучше, нежели от восточного соседа».

В октябре текущего года «Нафтогаз» выплатил «Газпрому» $500 млн. за поставку 2 млрд. куб.м газа, но нового заказа на предстоящий зимний период для газоснабжения украинских потребителей компания не озвучила. Ранее (в сентябре) в Брюсселе Россия, Еврокомиссия и Украина парафировали соглашение о поставках газа на Украину и его транзите. Протокол предусматривает условия поставок газа на Украину с октября 2015 года по март 2016 года. Согласно документу, Украина обязуется закупить в октябре 2 млрд. кубометров газа у «Газпрома». Страна тогда привлекала кредитные деньги с помощью Еврокомиссии.

Через два месяца министр энергетики России Александр Новак заявил, что Москва будет работать с Киевом по предоплате, а кредитовать закупку газа не собирается (кстати, российский газ идёт со скидкой: в четвёртом квартале цена российского газа для Украины составляет $ 227,36 за тыс. кубометров). «С 16 июня «Газпром» перешёл в режим предоплаты в полном соответствии с действующим контрактом и теперь, учитывая ситуацию, «Газпром» поставляет газ только в оплаченных заранее объемах, — пояснил он. — Ни о каком кредитовании или авансировании закупок нет речи».

Украина закупает газ не только в России, а также реверсный газ в Венгрии, Польше и Словакии, подчёркивая в информационном пространстве: если надо избавиться от монополии России в газовом вопросе, то — сделаем.


В мягкой форме  это обычно заканчивалось обменом репликами и попытками навязать свои условия. Аналогичная ситуация была в 2012 году, когда в Незалежную пошёл «немецкий газ» от компании RWE — первый газ родом с Запада. Тогда немцы сумели наладить поставки топлива «Нафтогазу» в обход российскому энергетическому концерну. При этом импортный европейский газ — обычная перепродажа российского газа, который ранее получили европейские компании, через украинскую ГТС.

Алексей Миллер этот вопрос пояснил в своё время так: «На границе делается закольцовка, и на газоизмерительной станции показывается, что якобы определённые объёмы газа поставляются в Европу в реверсном режиме, но это схема напоминает какие-то мошеннические схемы. С ними надо просто разбираться». 

Фактически российский газ переходит в собственность европейской компании, достигая точки на приграничной газоизмерительной станции. А европейские компании могут продавать его согласно своим интересам, использую возможности реэкспорта.

Не так давно глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев заявлял, что страна сможет обеспечить себя газом без участия России, делая ставку на поставки «голубого топлива» с европейского направления. Об этом он сообщил через Facebook: «Сегодня, на своё превеликое удивление, получил много вопросов от абсолютно разных людей на тему «что делать, если нам перекроют газ из России? Отвечаю: мы можем обеспечить потребности Украины в газе этой зимой с европейского направления. И следующей. И любой другой. Диверсификация и рынок газа реально работают. Наслаждайтесь».

Кроме того, министр энергетики Украины Владимир Демчишин буквально на днях сообщил, что Украина не будет совершать новые предоплаты «Газпрому» до конца 2015 года, так как Украина накопила больше, чем требовалось, подразумевая то, что газа у неё — хоть отбавляй. «На данный момент потребление значительно ниже, чем мы ожидали. И всем при этом чувствуют себя комфортно. В хранилищах достаточно газа, чтобы его использовать, не закупая в России, — сказал он. — Тем более, мы ожидаем, что в первом квартале 2016 года цена будет еще немного ниже». 

Алексей Миллер утверждает обратное: Украина уже сейчас начала отбор газа из подземных хранилищ, которые и так недостаточно заполнены.


Указывает он и на то, что отказ от закупок российского газа создаёт серьёзные риски для его транзита в Европу по украинскому коридору и для газоснабжения украинских потребителей предстоящей зимой. По его словам, чтобы им пережить зиму, а также гарантировать бесперебойные поставки европейским потребителям, Украине необходимо накопить не менее 19 млрд. кубометров. Чёткую и объяснимую линию проводит и президент РФ Владимир Путин, отмечая, что общая сумма платежей Украины за «зимний пакет» по газу составит около $3 млрд: «Закачать оставшийся объём газа в подземные хранилища за $500 млн. можно, но дальше-то надо платить в течение всей зимы за российские поставки, а это около $3 млрд».

Нам важнее не потерять транзит в Европу (за который мы очень хорошо платим) через Украину, которая может нарушить бесперебойные поставки. Такие финансовые проблемы и репутационные риски России не нужны. Это понимают и российские власти, и украинские. Каждая из сторон использует свои рычаги давления и шантажа.

Ещё одна немаловажная деталь. Как сообщает ряд СМИ, украинские власти разыскивают гарантированного поставщика газа со стороны, который смог бы обеспечить страну газом в случае, если другие источники «голубого золота» станут для Украины недоступными. Пишет, что Украина пытается избавиться от монополии на поставки газа от государственного энергохолдинга «Нафтогаз Украины», которому может грозить банкротство.  

На этом фоне украинский «Нафтогаз» делает другие заявления, в частности, что собирается приоритетно покупать европейский газ. По словам директора по развитию бизнеса Нафтогаза Юрия Витренко, газпромовский газ «нам не нужен». «Для тех, кто ещё переживает по поводу таких заявлений «Газпрома», могу сказать, что у нас абсолютно нормальный уровень газа в подземных хранилищах и есть все возможности для диверсификации поставок газа, — сказал он. —  Поэтому нам пока газпромовский газ просто не нужен, особенно, когда он банально дороже европейского. В ближайшее время приоритетом для нас будет закупка газа в Европе с использованием кредита ЕБРР».

Возможно, что российские власти включат «газовый рычаг» давления на Украину, который они ранее эффективно использовали на украинскую олигархическую элиту. Обмен санкциями и контр-санкциями проходит в жёстком и провокационном ключе. Это даёт почву не только для популистских заявлений, но и для новых решительных мер со стороны обеих стран. 

Россия уже рассматривает возможность о прекращении поставок угля для Украины, что следует из реплики главы Минэнерго РФ Александра Новака, на которую ссылается «Ъ». Эта ответная мера может последовать из-за ситуации в Херсонской области, где диверсанты подорвали опоры линий электропередачи (ЛЭП), обеспечивающих Крым электроэнергией с Украины, что обесточило полуостров. 

При этом издание пишет, что российская таможня уже не пропускает в адрес украинских потребителей ни энергетический, ни коксующийся уголь. Комментарии с украинской стороны таковы, что запасов угля хватит стране всего на месяц, что вынудит её закупать импортное топливо. Другой же собеседник от угольной отрасли сообщил, что транзит угля через Украину идёт нормально. Российская официальная сторона не подтверждает блокировку угольных поставок, что логично, если речь идёт пока о неформальном запрете с перспективой на рост. И это только начало.

России сегодня важно удержать нефтегазовые проекты любой ценой, Украине, которая очень постепенно избавляется от газовой российской зависимости, важно отстоять своё право на евроинтеграцию, даже если она будет частично реализовываться через игру подтекстов и шантажистких приёмов, даже, если ей не повезло с высшим руководством. Для неё — это игра на выживание, отяжелённая обязательствами перед ЕС, впрочем, России многие правила из этой игры знакомы. Знакомо и то, что не всегда «карательное» или «запретительное» оборачивается обещанным входным билетом в лучшую жизнь. 



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
731
2608
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика