Табачная мистификация

Табачная мистификация

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Курильщикам опять не повезло. Бездымную электронную сигарету, открывающую двери в общественные места без риска быть застуканным и оштрафованным, забраковал Минздрав. 

При этом объявленная благая мера может быть в равной степени бесполезной, как и лозунги о вреде курения, которые нейробиологи называют «разрушительным инструментом табачной промышленности». 


Минздрав РФ потребовал от Кабмина запретить разработку электронного курительного устройства, на которое рассчитывали табачники в надежде покрыть свои издержки из-за ограничительных мер для курильщиков. Теперь оно может и не обойти запрет на курение, что ранее лоббировалось табачниками с перспективой протестировать чудо-прибор весной будущего года. 

Табачный прибор — это электронное бездымное устройство, заправленное картриджем с табаком. Он там нагревается при включении, но не сжигается, поэтому, как говорят табачники, курильщик вдыхает меньше вредных веществ, но главное — так как табачишко в нём только тлеет, то такое бездымное устройство могло бы с лёгкостью обойти запрет на курение в общественных местах. С выгодой остались бы и производители, и рестораторы, заведения которых до сих пор терпят убытки из-за оттока клиентов. 


ДЕНЬГИ НЕ ТУДА

Принципиальный момент заключается в том, что выхлоп от такой здравоохранительной политики в этом вопросе будет таким же нулевым, как и от всех предыдущих запретительных попыток. Когда запрещали курить в общественных местах, то пропагандистская машина за здоровый образ жизни штамповала пакеты предложений от различных ведомств, общественных и религиозных организаций. Они все в слёзный голос кричали, что курение — основная причина смертности россиян. А что было сделано?

Выбрасывались деньги на агитационные листовки, призывающие бросить вредную привычку, мероприятия для галочки, флешмобы, ток-шоу с «малаховщиной» во главе. Забавно, когда вчера зрителям по телевизору одни и те же люди рассказывали, что варикозное расширение вен надо лечить с помощью горячих примочек, а рак — уриной, а сегодня пропагандируют ЗОЖ и учат методам борьбы с табакозависимостью.

Также «смывались» деньги и на печать устрашающих картинок на сигаретных пачках, а цены на табачные изделия поднимались прилично. И не раз. А на рынок пришли подпольщики с более дешёвым и альтернативным предложением. Тогда это объяснили одной из глав по борьбе с табакозависимыми гражданами, аргументируя тем, что дорогие сигареты «проутюжат» их покупательскую способность. Но россияне не стали курить меньше. Одни перешли на более дешёвые сигареты, а другие не изменили вредной привычке. Фактически в телевизоре тогда сообщили: «Пусть те, кто хочет травиться — травятся, но за бóльшие деньги».

С улиц и двориков стали убирать мусорные баки, вынося их в укромные места — куда-нибудь подальше от зданий и домов. Но чище не стало. Всё-таки культура общества не зависит от того, мусорный ли это бак в пешей доступности или рояль в кустах, торчащий на противоположенной стороне. Условно, безусловно.

Практическая медицина развивается. Это — факт. Новые технологии, лекарственные препараты, методы ведения пациентов, несмотря на громкую критику (в основном критикуют реформу здравоохранения, а тут не надо путать чиновников от здравоохранения и врачей, стоящих за операционным столом) развиваются. Но при этом развития массового и доступного диагностического направления в медицине не произошло. А ведь любой доктор скажет, что предупредить болезнь легче, чем её вылечить. Кардиологи, онкологи могли бы спасать больше людей, если бы пациенты попадали к ним вовремя, а не с запущенной формой заболевания. 

Если бы медосмотр сотрудников был бы нормой и для менеджера, и для библиотекаря, и для лётчика, а не редким явлением (за исключением некоторых профессиональных областей) или липовым актом, который стал возможным благодаря выходу на рынок медицинских центров, выписывающих за деньги медицинские справки о полном здоровье.

Но эти меры обойдутся государству дороже, чем агитационные листовки и пропагандистские тусовки единомышленников — в телевизоре и за его пределами. И тогда придётся признать публично, что надо менять подход к вопросу, а это значит — развенчать мифы, которые сложились вокруг антитабачной кампании.


ЧУДЕСА ПО ОБЪЯВЛЕНИЮ

Предупреждения о вреде курения, размещённые в самых видных местах, не оказывают мощного влияния на курильщиков.Об этом говорят не только данные международных исследований по линии продвижения табачного продукта на рынок, но и опросы от российских социологов. Косвенно это подтверждается. Главными причинами своих болезней россияне называют стрессы, экологию, возрастной фактор, курение, употребление алкоголя. Почему заядлые курильщики игнорируют абсолютно объективную информацию о вреде курения? А те, кто не игнорирует, идёт не к наркологу, а в ближайшую табачную лавку за электронной сигаретой или в аптеку за никотиновым пластырем?

Несмотря на ограничения рекламы табачных изделий, призывы и предупреждения здравоохранительного аппарата, а также крупные правительственные инвестиции в антитабачные кампании, объём продаж сигарет в мире ежегодно увеличивается. Курильщиков не становится меньше, в отличие от организованных мистификаций.

Джины и Алладины. Жулики из интернета обещают быстрый стопроцентный результат, организации различного религиозного толка «предлагают» Бога, который отучит от вредной привычки, а табачные компании находят альтернативные методы для продвижения своего бренда, обходя ограничения или запрет рекламы сигарет. Впрочем, минуют запрет на курение в общественных местах не только табачники. Рекламная кампания электронных сигарет построена на лозунге: «Вы можете курить где угодно!». А так как они не выделяют пахучий и содержащий канцерогены табачный дым, то, как говорится, на «нет и суда — нет».

При этом врачи-наркологи не считают электронную сигарету доказанным средством никотинозамещающей терапии. Они указывают на то, что «производители нередко скромно умалчивают про содержащийся в этих гаджетах никотин, вводя потенциального покупателя в заблуждение относительно полной безопасности своего продукта». Скорее всего, в этом списке и бездымная электронная «сигарета».

Активно работают и интернет мошенники. Табакокурение. Избавляемся от проблемы за 15 минут в день, не выходя из дома. К данному тексту, растиражированному в различных вариациях в интернет-пространстве или неубедительно развивающемуся флажком на фонарном столбе, прилагается ещё восклицательный знак и номер телефонаПозвонив, доверчивый потребитель предлагаемой сомнительной услуги, скорее всего, выбросит деньги на ветер, пополнив счёт мошенников, обещающих «97% положительного  результата», а порой и зашкаливающие 200%.

Как отмечают клинические психологи и врачи-наркологи, разрабатывающие стратегию и тактику психотерапевтического ведения пациентов, чудес по объявлениям не бывает. Однако при серьёзном настрое на отказ от курения вполне можно уложиться и в 15 минут, просто выбросив последнюю сигарету и больше не возвращаться к курению. Но к такому подходу отказа от курения готовы лишь единицы курильщиков, остальным требуется значительная психологическая и медицинская помощь в преодолении никотиновой зависимости.

В клетках легочного эпителия у курильщиков изменяется активность 97 генов, после прекращения курения активность большинства генов приходят в норму, однако 13 генов даже после многолетнего воздержания от курения так и не приходят в нормальную активность. Несмотря на эту объективную информацию, население продолжает курить.

По наблюдениям врачей, бросить курить готовы 85% курильщиков, однако из них только 25-30% активно пытаются это сделать, а успеха добиваются всего 5-7% курильщиков. Это объясняется, во-первых, достаточно аморфным представлением курильщика о тех нарушениях, которые накапливаются в его организме в духе «Минздрав предупреждает...». Во-вторых, высокой степенью психической зависимости от никотина, которую по степени выраженности приравнивают к героиновой зависимости. В-третьих, мощным и глубоко эшелонированным уровнем психологической защиты курительного поведения.

Курение относится к привычке, которая губит здоровье, но даёт некоторые, как представляется курильщику, положительные моменты. Например, можно легко начать общение или переключиться во время сильных переживаний. Эти важные потребности человека нуждаются в удовлетворении, поэтому такие последствия курения, как нарушения обмена веществ или разрушение кровеносной системы, отходят на второй план. Противостоять вредной привычке сложно, но возможно: необходимо приобрести новую и полезную. Не бывает слабой воли. Бывает слабая мотивация и отсутствие знаний о предмете разговора. Так говорят психологи и психотерапевты.


ГОЛОВА — ПРЕДМЕТ ТЁМНЫЙ

Причину попустительского поведения курящего населения обозначили исследователи мозга человека, назвавшие лозунги о вреде курения разрушительным инструментом табачной промышленности. Эти знания, к примеру, обобщил эксперт по глобальным брендам Мартин Линдстром в своей книге «Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя», проведя серию научных исследований и экспериментов. С помощью технологий сканирования мозга он выявил скрытый механизм влияния брэндинга на человеческое сознание. Анализ полученных данных показал, что предупреждающие страшилки стимулировали определенную зону головного мозга курильщиков — область прилежащего ядра, формирующую приятные ощущения, когда человек сильно чего-то хочет — алкоголя, наркотиков, сигарет, секса или азартных игр. В возбуждённом состоянии она требует постоянного увеличения дозы.

«Результаты МРТ показали, что предупреждающие надписи на упаковках сигарет не только не смогли уменьшить тягу к курению, а напротив, воздействуя на область прилежащего ядра, вызывали еще большее желание выкурить сигарету, — пишет Мартин Линдстром. — Мы пришли к выводу, что лозунги о вреде курения, призванные его предотвратить, снизить количество раковых заболеваний и спасти жизни многих людей, превратились в разрушительный инструмент табачной промышленности».

Чтобы ещё больше расширить границы своего бренда, компании, например, или становятся сигаретными спонсорами автогонок, или производят коллекционную ковбойскую одежду: перчатки, часы или шляпы, дизайн которых вызывает непременную ассоциацию с конкретной маркой сигарет. Таким образом, антитабачная пропаганда способствует тому, что табачные компании применяют альтернативные методы и средства для продвижения своих брендов, тратятся на имидж, разрабатывая новые стратегии. Эффективность таких скрытых стратегий достаточно велика. Приглушить их влияние может обойтись гораздо дороже, чем содержание всей антитабачной кампании, поэтому дешевле иметь целый набор «чудес по объявлению», идущий за ней прицепом.




Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
6549
20342
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика