В Москве изъяли учебники для регионов от книжных пиратов

В Москве изъяли учебники для регионов от книжных пиратов

Московские полицейские накрыли подпольную типографию, из которой в регионы должна была уйти большая партия поддельных учебников. В списке контрафактной продукции — 30 тысяч учебников на 15 млн. рублей.


Спрос на учебную литературу резко возрастает с середины июля до середины сентября, отмечают эксперты из МВД. Именно в это время подпольные типографии, готовясь снять сливки от сбыта поддельных учебников и тетрадей к началу нового учебного года, активизируют свою работу. Этот год не стал исключением. 

Полиция Москвы изъяла со складов типографии более 30 тыс. учебников на 15 млн руб., изготовленных с нарушением авторских прав, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на официального представителя МВД России Ирину Волк. Отмечается, что организаторы полольного книжного бизнеса выпускали и сбывали учебники для начальной и средней школы, «права на которые принадлежат крупнейшим издательствам учебной литературы».

По словам Ирины Волк, фигуранты предоставляли в типографию макеты печатной продукции и делали заказы на выпуск литературы, в том числе рабочих тетрадей по математике, русскому языку и окружающему миру, методических пособий, сборников задач. Сбывали контрафактную продукцию в регионы России через сеть проверенных клиентов.

Зачастую поддельный учебник — почти точная копия настоящего учебника, но только в части внешнего оформления. И то, если особо не приглядываться. Книжные пираты не платят налоги и гонорары авторам учебника. Они экономят на качественной печати и бумаге. Кроме того, они зачастую просто сочиняют учебник, а это наносит значительный вред развитию личности ребёнка и его образованию, предупреждают психологи.

Если коротко, то все контрафактные тиражи печатаются с нарушением закона об авторских правах, а также с нарушением санитарных норм: на дешевой газетной бумаге, с использованием недорогих красок с высоким содержанием свинца, олова и цинка. Из очевидных рисков для школьника — нечеткий шрифт испортит зрение (например, приведет к близорукости), а обложка, пропитанная формальдегидом, может вызвать отравление разной степени, предупреждают специалисты.

Как распознать пиратский учебник?

1. Отсутствие логотипа издательства на обложке и титульном листе.
2. Отсутствие выходных данных издательства.
3. Низкое качество бумаги — чаще всего газетная.
4. Низкое качество печати: плохо пропечатанный рваный шрифт, плохая цветопередача иллюстраций.
5. Несовпадение по формату и размерам с оригинальными учебниками.
6. Некачественная бумага мягких обложек — недостаточной плотности и цвета.
7. Пленка на обложках плохо приклеена: попадание воздуха под пленку приводит к появлению пузырей, складок или заломов.
8. Большой вес: с 2003 года твердые переплеты оригинальных учебников изготавливаются из тонкого картона.


Справка: За последние несколько лет в России удалось конфисковать 700 тыс. экземпляров пиратских учебников, возбудить 6 уголовных дел по статьям «Мошенничество», «Нарушение авторских и смежных прав», но эти раскрытые цифры — лишь вершина айсберга. Только в 2015 году мошенники пытались продать 100 тысяч поддельных учебников. Сообщалось, что организатор незаконной деятельности, сумел наладить продажу некачественных книг не только в столице, но и в других регионах России. 


Кроме того, содержание поддельных учебников не менее опасно, чем то, на какой бумаге он выпущен, каким шрифтом напечатан. Учебник — это источник информации. Стратегический ресурс. 


То, что он транслирует, формирует взгляды ребенка и задает смыслы. Есть такая восточная мудрость — «Хочешь победить врага — воспитай его детей».

На российском книжном рынке до сих пор есть учебники, выпущенные на гранты Джорджа Сороса,  которые долгие годы работали на воспитание нового поколения, начиная с середины 1990-х годов. Россиянам предлагали забыть о значении Курской и Сталинградской битв в исходе Второй мировой войны: признанные во всем мире рубежными в истории войны, они упоминаются в учебнике одной строкой через запятую. А самыми важными сражениями крупнейшей в мировой истории войны были названы битвы за атолл Мидуэй (решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии в 1942 году — прим. ред.) и при Эль-Аламейне (считается решающей битвой на Североафриканском театре военных действий Второй мировой войны с участием британских войск — прим. ред.). 

В 2006 году было выпущено пособие по Единому государственному экзамену. В текстах по истории один из вариантов ответа на вопрос о том, что стало следствием коренного перелома в Великой Отечественной войне, гласил: «Расстрел всех немецких военнопленных, находившихся в советском плену». В 2009 году на пиратское пособие обратили внимание в Рособрнадзоре: ведомству пришлось разъяснять президенту Дмитрию Медведеву, что с пособием не так. 

При этом объяснительная президенту писалась после того, как он ознакомился с пособием: на заседании Российского организационного комитета «Победа» в Петербурге ветераны показали президенту эти тематические материалы по подготовке к ЕГЭ.

«Попавшие к президенту материалы в действительности никогда официально не рекомендовались для подготовки к экзаменам и являются ярким примером псевдопособий», — сообщала затем  пресс-служба Рособрнадзора со ссылкой на Василия Зверева, профессора кафедры истории российской государственности Российской академии государственной службы при президенте России.

В прошлом году Общественная палата РФ запустила проект «Народная экспертиза учебников»: родители и педагоги стали просматривать учебники на предмет этических и фактологических ошибок. За год было прислано более 300 жалоб. 

Один из громких скандалов произошел год назад по поводу учебника по обществознанию для восьмиклассников издательства «Дрофа», который используется во многих школах. Авторы учебника, одобренного Министерством образования, объясняли детям, почему человек с тяжёлым психическим заболеванием (к ним относятся и дети-аутисты, что вызвало негодование в «Центре проблем аутизма» — прим. ред.) не является личностью.

Учебник обществознания за авторством Анатолия Никитина находился в свободной продаже, отмечал «Первый канал». По крайней мере, журналисты без особых проблем нашли и купили его в одном из книжных магазинов Москвы. Скандал разразился после того, как внимательные восьмиклассники обнаружили в пособии сентенции, мягко говоря, сомнительного содержания, подчеркивал телеканал.

Фрагмент главы «Духовный мир личности», десятая страница, текст, согласно которому школьники должны, видимо, учиться, как относиться к сверстникам с особенностями развития. «Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Говоря иначе, он не является личностью».


Почему в простой советской школе литература редактировалась, а сомнительные формулировки выверялись? Или в то время жили другие люди? Или политическая обстановка в стране напоминала пляжный сезон? 




Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
565
2132
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика