Взять репутацией

Взять репутацией

Нина Мозер — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Минздрав России призывает СМИ активнее пропагандировать здоровый образ жизни, а также информировать россиян о профилактических методах при различных заболеваниях. В ведомстве рассчитывают снизить магический эффект от различных телепередач о медицине, в которых рассказывается многое, что противоречит самой медицине. Получится ли задуманное?


Эфирное время российских телеканалов должно содержать больше информации о профилактике заболеваний и факторах риска их возникновения. Об этом заявил первый заместитель министра здравоохранения РФ Игорь Каграманян, участвуя в работе круглого стола в Госдуме, посвящённом проблемам рекламы лекарственных средств.  «Мы хотели бы, как Министерство здравоохранения РФ, воспользоваться площадкой вашего комитета и участием СМИ в работе нашего «круглого стола» для того, чтобы говорить и о необходимости расширения социальной рекламы», — так сформулировал он свои пожелания. — Мы хотели бы, чтобы СМИ находили возможность предоставлять в своём эфире больше времени для социальных программ, направленных на улучшение информирования нашего населения о здоровом образе жизни, о факторах риска, о факторах профилактики».


БИЗНЕС, НИЧЕГО ЛИЧНОГО

То, что информационная политика некоторых СМИ работает по принципу «рекламы мракобесия» — это не секрет. Ток-шоу, пропагандирующие (якобы) ЗОЖ, хорошо на этом зарабатывают. То, что разношёрстные целители приносят гражданам больше вреда, чем пользы — известно, но формула «бизнес как бизнес — ничего личного» — дороже и греет больше.


 Яркий пример: страждущие, просвещённые, народные целители, доктора,  и прочие граждане, заседающие в студии, уверенно тренируются в красноречии почти ежедневно. Почему? Очевидно, что кризис призвал медийных магнатов развлекать больше прежнего. И россияне (не все, безусловно), недовольные качеством медицинских услуг в государственных больницах и поликлиниках, купились на рекламный продукт. Вот один герой ток-шоу заявил, что вылечил рак желудка с помощью сока из сырой свеклы, который он пил ежедневно три раза в день. Об этом волшебном методе он узнал из интернета, зайдя на сайт, посвящённый «эффективному лечению рака народными средствами». Кроме того, гость телепередачи порекомендовал всем страдающим от рака, «не концентрироваться полностью на философском исцелении онкологических заболеваний»!

Другая героиня похвасталась на всю страну тем, как хрен со сметаной изгнал из её организма «дьявольский раковый дух». По закону жанра — они объявили об этом с достоинством, сорвав в студии громкие аплодисменты, а затем ведущий празднично улыбнулся на камеру. Что осталось за кадром, теперь можно гадать, скорее всего, там спряталась история борьбы за жизнь ─ «тяжёлая и неинтересная зрителю, всё чаще предпочитающему фиктивную реальность здравому смыслу, а персонаж ─ человеку». Как это бывает, мы уже писали: читайте «Мыслить «в формате» или нерассказанная история Авроры».


НАРОДНАЯ ИЛИ ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА?

Народ к целителям дружно побежал не вчера. Согласно исследованиям, проведённым ещё в 2007-2010 гг. специалистами Российской Академии Медицинских Наук, 80% онкологических больных, к примеру, обращались за помощью к экстрасенсам и колдунам прежде, чем обратиться к доктору-онкологу. А это та самая ситуация, где каждая минута промедления приближает человека к трагической развязке, когда вердиктом от доктора станет — «опухоль неоперабельная»... 


 Осенью текущего года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, как россияне оценивают состояние системы отечественного здравоохранения. Согласно анализу, проведённому экспертами, две трети россиян (65%) оценивают качество медицинских услуг, предоставляемых в государственных больницах и поликлиниках, в целом как низкое (чаще это отмечают люди с высоким достатком — 69%, нежели малоимущие — 59%). Кроме того, наиболее актуальными проблемами российского здравоохранения, по мнению населения, являются низкое качество медицинских услуг (50%) и недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (49%). 

В медицинском сообществе уверенно говорят о том, что существуют различные телепередачи о медицине, в которых можно узнать о распространённых заболеваниях, об их профилактике и лечении с точки зрения доказательной медицины. При этом многие из них рассказывают то, что противоречит самой медицине. И таких передач очень много. Отмечают и то, что одной из причин такой статистики, является рекламная отработка тех СМИ, которые рассказывают и показывают то, что только претендует на медицинское прочтение материалов.

Как пример: сначала они распишут страшную болячку, затем опишут побочные действия лекарств, потом изобразят ужас от одной только мысли о возможном осложнении при применении лекарственных препаратов, а затем укажут на панацею — биологическую добавку. Её прорекламирует с умным видом или какой-нибудь свой «доктор наук», или настоящий врач, который пошёл на сделку с совестью за деньги. 

Те же «свои спикеры» от медицины могут направить доверчивых граждан и к целителю, который «завалит» своими статейками газеты и журналы с рекомендациями в духе «как лечить рак желудка смесью растительного масла с водкой». И те же «свои спикеры» будут выступать в телепередачах, рассуждая уже о преимуществах доказательной медицины, занимая дорогое эфирное время, которое могло быть потрачено на более важные вещи и на более честных людей, профессионалов. 

В итоге россияне приобретут страхи и фобии — тот самый побочный эффект от лжепропаганды ЗОЖ. Если Минздрав готов потратиться на пропаганду здорового образа жизни среди населения, что поможет ослабить магический эффект от различных телепередач о псевдомедицине, то дело это, конечно, заслуживает уважения. Главное, чтобы инициатива здравоохранительного ведомства не превратилась в телевизионную тусовку для своих в формате рядового ток-шоу.



Вернуться на главную


Comment comments powered by HyperComments
551
21864
Индекс цитирования.
Яндекс.Метрика